Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Глагол

80. Повторение изученного в V классе

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного — на вопрос что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по числам и родам (в единственном числе).

3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

457. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н. (несовершенный) и с. (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения? Какой из глаголов обозначает цвет?

      Растаял в поле снег леса повеселели
      Даль заливных лугов лазурна и ясна;
      Стыдливо белая береза зелене..т
      Проход..т облака всё выше и нежней
      А ветер сушит сад и мягко в окна ве..т
      Теплом апрел(?)ских дней.

(И. Бунин.)

458. В левый столбик выпишите глаголы в неопределённой форме, а в правый — в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах — до или после окончания?

что делать?
что сделать?
Пригоди[ть]ся.

что делает?
что сделает?
Скат[ит]ся.

1. С тем (не)ужи..ся, кто любит брани..ся. 2. И мудрому человеку совет требуе..ся. 3. Будете друг за дружку держа..ся — можете (ни)чего (не)боя..ся. 4. Вместе и беда легче переноси..ся. 5. Кто3 хвали..ся, тот с горы свали..ся. 6. Легко хвали..ся, легко и свали..ся. 7. Кто работы не бои..ся, у того она и спори..ся. 8. Дело мастера бои..ся.

(Пословицы.)

459. Проспрягайте глаголы увидеть, просить, вырастить, вырастать, вырасти, услышать. Объясните выбор букв е и и в безударных окончаниях глаголов, пользуясь материалом таблицы «Два спряжения глаголов».

460. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.

Образец: работать (I спр.) — работает.

Кто жить уме..т по часам
И цен..т каждый3 час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не стан..т говорить,
Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть
И заст..лать кровать1.
Успе..т он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успе..т встать он за станок,
За парту в школе сесть.5

(С. Баруздин.)

461. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните в этих глаголах условия выбора букв е и и в окончаниях по образцу: ве[ет] (на -ять, I стр.).

Цветёт ива. Вокруг неё — — шмели, — — бабочки, — — бестолковые2 мухи. Над лужами — — комары.

Перелётные птицы — — на родину, к своим гнёздам. Позже других — — самые яркие и пёстрые птицы. Зимородок — — из Египта, а иволга — — из Южной Африки.

Слова для вставки: летать, прилетать, торопиться, направляться, порхать, суетиться, виться, возвращаться.

462. Прочитайте диалог. Сделайте вывод об употреблении глагола кушать. Спишите.

Нина спрашивает:

— Быть может, вы хотите покушать?

— Спасибо. Я только что ужинал.

Кушать — это лакейское слово, да?

— Почему?

— Помните в литературе прошлого века? Только лакеи говорили: «Кушать подано». Господа всегда говорили: «Милости прошу перекусить...»

(Ю. Семенов.)

463. Спишите. Письменно объясните правописание гласных в корнях с чередованием.

Образец: собираю редкие растения.

• Как изменится текст, если в первом предложении использовать форму прошедшего времени — начинал? • Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными корня?

С утра я нач..наю уб..рать комнату. Вначале скатываю ковёр и сн..маю с подоконника2 цветы. Я тщательно прот..раю каждый листоч..к и обильно пол..ваю р..стения.

Потом отж..маю тряпку и выт..раю до блеска оконные стёкла и зеркало.

Теперь надо пол..жить на место игрушки моей младшей сестрёнки. К письме..ому столу отца я (не)прик..саюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.

снять — снимать
сжечь — сжигать
начать — начинать

464. Озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам.

Дверь мне открыл Володька.

Он (не)упал в обморок от радост.., что увид..л меня. Он посмотрел так, будто я пр..ходил (к)нему каждый день в это самое время. (У)меня же вид был, наверно, такой торжестве(н, нн)ый, я так г..рел (не)терпением поскорей ра(с, сс)казать всем мамину3 новость, что Володька сир..сил:

— Что с тобой?

— (Ни)чего... Сейчас узна..шь!

— Проходи,—ск..зал он.—Есть хоч..шь? — и пош..л на кухню.

— Куда ты?! — во..кликнул я.— Сн..чала послушай...

— Подожди немного. У меня пр..горит...

Володька был хозяйстве(н, нн)ым парнем.

(А. Алексин.)

465. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет». Используйте 1) один из текстов в качестве вступления, 2) содержание рисунков, 3) в заключении одну из пословиц (см. упр. 458), которая больше соответствует рассказу.

  1. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.

    — Я вчера за полчаса все дрова переколол,— сказал Стёпа однажды.

    — Когда ты2 научился? — спрашиваем мы.

    — А я давно умею,— отвечает он.

    — Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...

  2. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «И я смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!»

    И вот однажды...

размахнуться

466. К данным словам подберите и запишите однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова. Какими способами образованы записанные слова?

Колесо (ис-, -и-), крен (-и-), красный (-е-), стопорить (за-), секрет (-нича-), итог (под-, -и-), белый (по-, -и-), помнить (при-, -ся).

467. Выпишите отдельно глаголы, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным способом.

Образец: 1) переписать ← писать; 2) горевать ← горе.

Перечитать, мечтать, светлеть, входить, краснеть, мчаться, завтракать, ужинать, приклеить, перелетать, бледнеть, формировать, премировать.

формировать
премировать

468. Запишите глаголы, которые образованы от данных слов с помощью указанных в скобках приставок и суффиксов. • При описании какого вида спорта можно использовать эти глаголы? Составьте с ними предложения.

Бежать (раз-, -ся), толкать (от-, -ива-), прыгать (пере-, -ива-), скакать (со-, -ива-).

469. Обозначьте способ образования глаголов и их состав.

Образец:

От какой части речи образован последний глагол? • К выделенному слову подберите однокоренные слова и запишите их в виде таблицы (образец см. в упр. 112).

Позавтракать, присесть, загрустить, рассмеяться, посинеть, твердеть, приглушать, загореться, окаменеть, поскользнуться, утроить.

поскользнуться

470. Запишите слева глаголы с суффиксом -нича-, а справа — с суффиксом -а-, однокоренные с данными существительными. • Укажите спряжение записанных глаголов.

Слесарь, рукодельница, сапожник, лентяй, сотрудник, полдник, плотник, попрошайка, огородник, кустарь.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru