Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Благая весть

          Необычайная она! Сверх сил!
          Не обвиняй меня пока! Забыл!
          Благословенна ты! Велел сказать —
          Благословенна ты! А дальше гладь
          Такая ровная... Постой: меж жён
          Благословенна ты... А дальше звон
          Такой ликующий... Дитя, услышь:
          Благословенна ты! А дальше тишь —
          Такая...

М. И. Цветаева. Весть

Из Евангелия от Луки (1: 26—38) мы узнаём о дальнейшей судьбе Марии. Однажды, когда она читала книгу пророчеств Исайи, её бедная комнатка озарилась ярким, необыкновенным светом. Перед ней предстал Божий посланник — архангел Гавриил. Он предрёк ей непорочное зачатие и чудесное рождение Сына, будущего Спасителя. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь ему имя: Иисус. Он будет велик... и Царству Его не будет конца...» (Лк. 1: 30—33).

          Какую книгу Ты читала
          И дочитала ль до конца,
          Когда в калитку постучала
          Рука небесного гонца?
          Перед лилеей Назаретской
          Склонился набожно посол.
          Она глядит с улыбкой детской:
          «Ты — вестник счастья или зол?»
          Вещает гость, цветок давая:
          «Благословенна Ты в женах!»
          Она глядит, не понимая,
          А в сердце радость, в сердце страх.
          Румяной розою зардела
          И говорит, уняв испуг:
          «Непостижимо это дело:
          Не знаю мужа я, мой друг».
          Спасенья нашего начало
          Ей возвещает Гавриил;
          Она смиренно промолчала,
          Покорна воле вышних сил,
          И утро новым блеском блещет,
          Небесны розы скромных гряд,
          А сердце сладостно трепещет,
          И узким кажется наряд.
          «Вот Я — раба, раба Господня!»
          И долу клонится чело.
          Как солнце светится сегодня!
          Какой весной всё расцвело!
          Умолкли ангельские звуки,
          И нет небесного гонца.
          Взяла Ты снова книгу в руки,
          Но дочитала ль до конца?

М. А. Кузмин. Благовещение (1909)

Сюжет Благовещения в произведениях искусства известен очень давно. Первые его изображения, обнаруженные на фресках в римских катакомбах, относятся к III в. Западноевропейское искусство канонизировало этот сюжет, основываясь на византийских образцах, обязательными персонажами которых были Дева Мария, архангел Гавриил и голубь — Святой Дух.

На основе византийского канона было создано замечательное «Устюжское Благовещение» — одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской иконописи. Эта икона, созданная новгородским мастером, получила название по легенде, согласно которой её вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.

В полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены главные участники события. Спокойно стоит перед Девой Марией златовласый архангел Гавриил, с большими выразительными глазами. На нём переброшенный через плечо гиматий (плащ) с чёткими вертикальными складками, ещё более усиливающими впечатление сдержанности и покоя. Золотые крылья за плечами опущены. О многом говорит ораторский жест его правой руки. Это жест благословения — знак принесённой им свыше Благой вести.

Устюжское Благовещение. Икона XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Посмотрите, как трепетно внимает архангелу Мария! Её поза выражает смирение и согласие. Чудесная весть уже осознана, понята ею, поэтому на груди, поверх складок ярко-красного мафория и тёмносинего хитона изображён младенец, на которого она указывает рукой. В левой руке она держит алый клубок пряжи (явный намёк на занятия рукоделием в храме, где она ткала одежды священникам). Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображён сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, касающийся плеча Богородицы. Вот она, зримая связь Божественного и земного! Нет в этой удивительной иконе ничего отвлекающего от главного события. Естественно и просто, прямо на наших глазах совершается светлое чудо.

А теперь посмотрите на «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Сравните древнерусскую икону с фреской итальянского художника. В отличие от древнерусского иконописца, он предоставляет возможность более пристально всмотреться в многочисленные художественные детали. Безусловно, наш взор привлекут разноцветные и яркие радужные крылья архангела Гавриила, которые больше напоминают крылья тропических птиц или бабочек. А за его спиной — истинный рай! Он наполнен диковинными растениями.

Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1438—1445 гг. Собор Сан-Марко, Флоренция

Посмотрите, как изысканна гамма прозрачных се-ребристо-голубых, сиреневых и охристых красок, которыми написаны цветы на лужайке! Создаётся впечатление, что художник на какое-то время вообще забывает о главном событии: так увлекает его красота и прелесть окружающей природы. Он приглашает зрителей вместе с ним полюбоваться необыкновенными цветами, прекрасным садом за забором, отгораживающим Божественный мир от мира суетного, земного. А как великолепны колонны лоджии, под сводами которой скромно присела на маленькую скамеечку Мария. Она, молитвенно сложив на груди руки, с тихой радостью внимает словам Божественного посланника.

Да, это произведение не может не очаровать нас своей поэтичностью, восторгом художника перед хрупкой красотой жизни. Кажется, именно об этой картине сказал поэт Николай Степанович Гумилёв в стихотворении «Фра Беато Анджелико»:

          На всём, что сделал мастер мой, печать
          Любви земной и простоты смиренной.
          О да, не всё умел он рисовать,
          Но то, что рисовал он, — совершенно...

Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых представлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно.

Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472 г. Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо был молод, когда написал своё первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки. Как красивы и благородны лица изображённых персонажей! Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным появлением архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на колени, не успев сложить красивые узорчатые крылья. Он задумчив и серьёзен: слишком значительно то известие, ради которого он оказался на этом цветущем ковре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дуновения ветерка.

Мария величественно восседает на скамье перед полированным столиком с богато украшенной мраморной рельефной подставкой, на котором лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак принятия Божественного послания Мария поднимает руку.

Леонардо да Винчи. Благовещение. 1475 г. Лувр, Париж

Известно, что эту картину дорабатывали другие художники, но, несомненно, в ней открывается блестящее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!

От величественности и парадности первого «Благовещения» Леонардо уходит в другой картине, созданной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения. Художник отказывается от лишних, чересчур пышных архитектурных деталей. Ничто, по его замыслу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький столик с раскрытой книгой. Вот и всё убранство бедного жилища.

C. Мартини. Благовещение. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сложенными на груди руками. Склонив голову, она с благоговением выслушивает слова архангела. Тёмно-синий цвет её платья оттеняет светлый, небесный тон накидки. Иначе представлен и архангел Гавриил: его поза более непринуждённа, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки.

Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величественных гор с белыми вершинами. Он изображает обычный сад с низкими деревьями, в глубине которого просматривается бледно-голубое небо, вырисовываются тёмные, дымчатые вершины гор.

С. Боттичелли. Благовещение. 1490-е гг. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как воплощён библейский сюжет в древнерусской иконе «Устюжское Благовещение»? Что необычного вы увидели в ней? Что символизирует моток красной пряжи в руках Девы Марии? Почему опущены крылья архангела Гавриила? Как вы думаете, почему эта икона считается одним из самых выразительных произведений древнерусской живописи? Поясните свой ответ.
  2. Сравните произведения итальянских художников эпохи Возрождения на сюжет Благовещения. Какое из этих произведений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Поясните свой ответ.

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите картину «Благовещение» итальянского художника Симоне Мартини. Как в ней переданы значительность и торжественность происходящего? Что символизирует здесь ваза с высокими лилиями? Что создаёт ощущение движения и динамики? Сравните картину с известными вам произведениями на этот сюжет.
  2. Рассмотрите картину Сандро Боттичелли «Благовещение». В чём, по вашему мнению, состоит особенность воплощения автором данного сюжета? Какое звучание он приобретает в этом произведении?
  3. Ещё раз прочитайте стихотворение М. А. Кузмина «Благовещение». Какими поэтическими средствами автор передаёт смятение чувств, волнение Девы Марии? Как вы думаете, почему Благая весть архангела Гавриила есть «спасенья нашего начало»? Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  4. Познакомьтесь с фрагментами главы «Благовещенье» из романа И. С. Шмелёва «Лето Господне» (1933) (http://orth.narod.ru/articles/sh_ leto/1_05.htm). Что вы узнали о празднике Благовещения, который традиционно отмечался на Руси (http://ru.wikipedia.org/)? Как в этом произведении передано чувство радости от светлого праздника? Посмотрите видеофильм «Православной энциклопедии» из цикла «Двунадесятые праздники. Благовещение» (http://www.youtube.com/watch?v=KpuOsGNyOME). Обсудите его с одноклассниками.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru