Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Сюжеты и образы Нового Завета

Новый Завет повествует о земной жизни и учении Христа, деяниях и посланиях апостолов, о распространении христианства учениками Иисуса после его смерти, о картине грядущего конца мира (Апокалипсисе). Он написан на древнегреческом языке в эпоху Римской империи, в конце I — начале II в., и особо почитается среди христиан. Основу Нового Завета составляют четыре Евангелия (греч. euangelion — благая весть) — от Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Рождение и юность Марии

          Вводится Девица в храм по ступеням...
          Старец, послушный совету небес,
          Вводит Её во святилище храма.

М. А. Кузмин

В галилейском городе Назарете жили смиренные и благочестивые потомки царя Давида — Иоаким и его жена Анна. Дожили они до глубокой старости, но детей, к сожалению, у них не было. Долго молили они Господа послать им ребёнка, и вот наконец за великое терпение, веру и любовь к Богу родилась у них дочь. Нарекли её Марией, что означает «госпожа», «надежда».

Ж. де Латур. Воспитание Богоматери. 1640-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Когда девочке исполнилось три года, родители привели её в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

          Вводится Девица в храм по ступеням,
          Сверстницы-девушки идут за Ней.
          Зыблется свет от лампадных огней.
          Вводится Девица в храм по ступеням...

          Белой голубкою скрылась внутри,
          Плотно закрылась святая завеса.
          Чуждая злым искушениям беса,
          Белой голубкою скрылась внутри.

          Что вы, подружки, глядите вослед?
          Та, что исчезла белей голубицы,
          Снова придёт к вам в одежде Царицы.
          Что вы, подружки, глядите вослед?

М. А. Кузмин. Введение (1909)

В храме осталась она вместе с другими девочками. Прилежно изучала Мария Закон Божий, внимательно читала Священное Писание, много молилась, занималась рукоделием, пряла и шила одежду священникам храма.

Тициан. Введение Марии во храм. Фрагмент. 1534—1539 гг. Галерея Академии, Венеция

В картине испанского художника Франсиско Сурбарана «Отрочество Марии» запечатлена милая и скромная девочка, прервавшая рукоделие ради молитвы. Одухотворённое прекрасное лицо, удивительно грустные глаза, покорно сложенные в молитве руки — всё призвано подчеркнуть глубину её чувств и переживаний. Белая ткань на коленях девочки также придаёт картине пророческий характер, она напоминает белый саван, в который будет обёрнуто тело мёртвого Христа.

Шло время... Когда Марии исполнилось 14 лет, она должна была оставить храм. По закону её нужно было или возвратить родителям, или выдать замуж. К тому времени её родители Иоаким и Анна умерли, поэтому священники решили обручить Марию с благочестивым верующим человеком плотником Иосифом.

Ф. Сурбаран. Отрочество Марии. Ок. 1600 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Обряд обручения Марии изображён на известной картине Рафаэля. Он совершается на площади перед храмом с прекрасной колоннадой (символизирует Иерусалимский храм, куда Мария была отдана родителями на воспитание).

Чинно прогуливаются по площади люди. У каждого из них своя жизнь, свои заботы и хлопоты. И вот на этом вполне обыденном и одновременно торжественном фоне совершается действо, которое сразу же притягивает наш взгляд.

В центре картины изображён священник, благословляющий Марию и Иосифа. Около очаровательной хрупкой Марии стоят её подруги. Возле Иосифа, облачённого в праздничное одеяние, — юноши. Все они в знак того, что претендуют на руку Девы Марии, пришли сюда с жезлами (прутьями). Но только в руках у Иосифа прут расцветает, и это означает высшее предзнаменование. Именно Иосиф избран стать мужем Марии. Вот почему один из присутствующих юношей на переднем плане слева с досадой ломает о колено свой жезл. Робко протягивает Мария тонкую руку навстречу избраннику. Через мгновение их руки соединятся навсегда...

Всё, что изобразил здесь художник, проникнуто чувством благоговения и торжественности. Всё наполнено радостным, ликующим солнечным светом. А открытая дверь в храме, зовущая нас далеко за горизонт, создаёт впечатление лёгкости и безграничности пространства.

Рафаэль. Обручение Марии. 1504 г. Галерея Брера, Милан

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как в стихотворении М. А. Кузмина говорится об обряде посвящения Богу Девы Марии? Какой смысл приобретает сравнение Марии с белой голубкою?
  2. Как складывалась жизнь Марии в Иерусалимском храме? Дополните свой ответ впечатлениями от картины испанского художника Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Какими художественными средствами автору удалось создать одухотворённый образ Марии, а бытовой сцене придать возвышенный характер покоя и христианского смирения?
  3. Художник А. Н. Бенуа отмечал, что в композиции картины Рафаэля «Обручение Марии» «всё приведено» к «золотой мере», в ней ничто не отвлекает от центральной группы персонажей. Так ли это, по вашему мнению? Как показан обряд обручения Марии с плотником Иосифом? Как вы думаете, какую художественную роль играет храм в картине?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с евангельским сюжетом о рождении и отрочестве Девы Марии. Рассмотрите картину итальянского художника Тициана «Введение Марии во храм». Как вы думаете, почему автор перенёс действие библейской легенды на улицу итальянского города? Какие детали картины создают яркое и праздничное настроение? В чём особенность композиционного построения произведения? Какие строчки из стихотворения М. А. Кузмина созвучны изображённому на картине?
  2. Рассмотрите картину французского художника XVII в. Жоржа де Натура «Воспитание Богоматери», где юная Мария изображена вместе с матерью, святой Анной. Как светотеневые эффекты помогают художнику передать священное таинство? Какое впечатление произвела на вас эта картина?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru