Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Мудрость царя Соломона

          Но счастлив тот, кому судила
          Судьба — вести народ свой ввысь,
          В ком века благостная сила
          И сила личная — слились!

          Таков был ты, судьбы любимец,
          Ты, гордый баловень веков,
          Царь Соломон, Иерусалимец,
          Давида сын, певца псалмов!

В. Я. Брюсов

После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон — величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились. Они простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до реки Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему «сердце разумное, чтобы судить народ». За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Вот что мы узнаём о царствовании Соломона из повести Александра Ивановича Куприна «Суламифь».

Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста — сорока пяти лет, — а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности его двора распространилась далеко за пределами Палестины...

...У астрономов научился он следить за изменением расположения звёзд и за годовыми кругами. Знал он также естество всех животных и угадывал чувства зверей, понимал происхождение и направление ветров, различные свойства растений и силу целебных трав.

Помыслы в сердце человеческом — глубокая вода, но и их умел вычерпывать мудрый царь. В словах и голосе, в глазах, в движениях рук так же ясно читал он самые сокровенные тайны душ, как буквы в открытой книге. И потому со всех концов Палестины приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора, а также и за разгадкою непонятных предзнаменований и снов. И дивились люди глубине и тонкости ответов Соломоновых.

Три тысячи притчей сочинил Соломон и тысячу и пять песней... Всегда облекал он свои мысли изящными выражениями, потому что золотому яблоку в чаше из прозрачного сардоникса подобно слово, сказанное умело, и потому также, что слова мудрых остры, как иглы, крепки, как вбитые гвозди, и составители их все от единого пастыря. «Слово — искра в движении сердца» — так говорил царь. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян.

Соломон унаследовал поэтический дар от отца, царя-псалмопевца Давида. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века «Песнь песней».

Прочитайте некоторые притчи царя Соломона и вдумайтесь в их смысл.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота:

Она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею... (Прит. 3: 13—15).

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе (Прит. 3: 27—28).

Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе (Прит. 3: 30).

Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (Прит. 4: 14).

Предостережение от лени.

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

Нету него ни начальника, ни приставника, ни повелителя.

Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать?

Когда ты встанешь от сна твоего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.

И придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Прит. 6: 6—11).

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен (Прит. 10: 12, 18—19).

Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет (Прит. 11: 24).

Общающийся с мудрым будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится (Прит. 13: 20).

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью (Прит. 15: 1, 14).

К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым... (Прит. 17: 16, 28).

Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему (Прит. 18: 13).

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасётся.

Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести её до рта своего (Прит. 19: 5, 24).

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (Прит. 22: 1).

Бич — для коня, узда — для осла, а палка — для глупых.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;

Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится (Прит. 26: 3—5, 27).

Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит тот день.

Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой.

Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

Сытая душа попирает и сот, а голодной душе всё горькое сладко (Прит. 27: 1—2, 5-7).

По всем землям шла молва о великом уме и справедливости Соломона. Часто к нему приходили люди, чтобы он рассудил их споры и тяжбы. Однажды к нему пришли две женщины, у которых совсем недавно родились мальчики, но так как помогать им в воспитании детей было некому, они очень уставали. И вот одна из них так крепко уснула, что нечаянно задавила своего ребёнка. Утром она потихоньку взяла сына соседки, а своего, мёртвого, положила к ней в постель. Когда соседка проснулась, она увидела мёртвого ребёнка и поняла, что это не её сын. Между ними возник спор: каждая уверяла, что ребёнок принадлежит ей. Так они оказались перед царём Соломоном.

Выслушав их, Соломон приказал стражнику принести меч и разрубить ребёнка надвое, а затем поделить между женщинами. С радостью сказала одна из них: «Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!» Не выдержала другая и закричала: «Лучше отдайте младенца ей, но только не убивайте его!» Так Соломон узнал, кто из женщин настоящая мать. Ребёнка отдали матери, а обманщицу с позором выгнали прочь.

Н. Пуссен. Суд Соломона. 1649 г. Лувр, Париж

На картине Никола Пуссена «Суд Соломона» изображены две женщины, охваченные сильнейшим волнением. Их лица искажены, движения резки и порывисты. Но как различны их чувства! В позе и жесте одной, бросающейся на колени перед царём и простирающей к нему руки, — отчаяние и мольба о помощи. В позе другой — гнев, ненависть и злость. Движением руки, протянутой к воину, уже выхватывающему из ножен меч, почти признание: «Руби!» Дав ей в руки мёртвого ребёнка, художник объяснил истинную причину её ожесточения и злобы. «Моё дитя мертво, так пусть же и её погибнет!»

В центре картины, на высоком царском троне, — Соломон, облачённый в ярко-красные одежды. Он суров и неподвижен, как изваяние. Две украшающие тронное место массивные колонны служат великолепным обрамлением для его фигуры, усиливая впечатление величия и торжества справедливости. Очень удачно использована и светотень, призванная подчеркнуть истинное распределение ролей в картине. Свет, льющийся слева сверху, связывает фигуру царя с фигурами обеих матерей. Тем самым он помогает зрителю предугадать исход драматического конфликта. Лицо Соломона освещённой стороной обращено к той из спорящих женщин, которая на самом деле является матерью живого ребёнка. Свет, падая на руку царя с указующим перстом, акцентирует смысл его жеста: «Она — мать!»

Не менее интересно воплощён этот сюжет в картине русского художника Николая Николаевича Ге «Суд царя Соломона». На высоком троне восседает спокойный и рассудительный царь Соломон. Его пышное белое одеяние воспринимается как залог торжествующей истины и справедливости. Взор царя устремлён на женщину в яркой красной накидке. Отчаянным жестом рук она решительно останавливает воина, уже достающего меч и готового разрубить ребёнка. Страх и ужас запечатлены на её взволнованном лице. С мольбой о спасении младенца она обращается к Соломону, надеясь на справедливость решения. Но как при этом спокойна и невозмутима другая! С удивлением, почти рассеянно смотрит она на соперницу. Ни тени отчаяния, ни мольбы о помощи не видим мы на её спокойном и равнодушном лице. Холодные тона синего платья с жёлтой накидкой подчёркивают её отчуждённость.

Н. Н. Ге. Суд царя Соломона. 1854 г. Музей русского искусства, Киев

Какое же решение примет Соломон? На картине не показан итог суда. И всё же у зрителя остаётся надежда на справедливое решение царя.

«Соломоново решение» — так часто говорим мы, когда всё-таки удаётся найти разумный выход из сложной и запутанной жизненной ситуации. Таких спорных и сложных ситуаций царю Соломону приходилось решать немало.

Имя царя Соломона прославлено также и строительством знаменитого храма. Исполняя завещание отца Давида, он построил Божий храм в городе Иерусалиме. Восемьдесят тысяч каменотёсов и семьдесят тысяч носильщиков беспрерывно работали в горах и в предместьях города. Искусные зодчие, знатоки ремёсел, резчики и ювелиры заранее готовили украшения. Храм вырастал в торжественном и благоговейном молчании многочисленных зрителей, следивших за необыкновенной работой. Через семь лет, на одиннадцатом году царствования Соломона, строительство закончилось.

Это было великолепное строение! Его стены с внутренней стороны были покрыты золотом, серебром и бронзой. При свете мерцающих лампад всё переливалось и сверкало. В глубине, за занавесом, стоял ковчег Завета с двумя каменными скрижалями Моисея. Когда храм был готов, Соломон призвал к его освящению старейшин и множество народа. При звуке труб и пении духовных песен в храм был внесён ковчег Завета. Соломон торжественно взошёл на царское место, пал на колени и с воздетыми вверх руками стал молиться Богу. И сошёл с неба огонь и принял жертвы, принесённые Господу.

Дальнейшее царствование Соломона было мирным и счастливым. Из далёких стран продолжали приходить в Иерусалим посмотреть на царя и послушать его мудрые изречения. Так, из далёкой аравийской земли пришла к нему однажды царица Савская. Вот как описана их встреча в повести А. И. Куприна «Суламифь».

Наслышавшись много о мудрости и красоте израильского царя, она прибыла к нему из своей страны с богатыми дарами, желая испытать его мудрость и покорить его сердце...

Желая испытать царя загадками, она сначала послала к нему пятьдесят юношей в самом нежном возрасте и пятьдесят девушек. Все они так хитроумно были одеты, что самый зоркий глаз не распознал бы их пола. «Я назову тебя мудрым, царь, — сказала Бал-кис, — если ты скажешь мне, кто из них женщина и кто мужчина».

Но царь рассмеялся и приказал каждому и каждой из посланных подать поодиночке серебряный таз и серебряный кувшин для умывания. И в то время, когда мальчики смело брызгались в воде руками и бросали себе её горстями в лицо, крепко вытирая кожу, девочки поступали так, как всегда делают женщины при умывании. Они нежно и заботливо натирали водою каждую из своих рук, близко поднося её к глазам.

Так просто разрешил царь первую загадку Балкис-Македы.

Затем прислала она Соломону большой алмаз величиною с лесной орех. В камне этом была тонкая, весьма извилистая трещина, которая узким сложным ходом пробуравливала насквозь всё его тело. Нужно было продеть сквозь этот алмаз шелковинку. И мудрый царь впустил в отверстие шелковичного червя, который, пройдя наружу, оставил за собою следом тончайшую шелковую паутину.

Также прислала прекрасная Балкис царю Соломону многоценный кубок из резного сардоникса великолепной художественной работы. «Этот кубок будет твоим, — повелела она сказать царю, — если ты его наполнишь влагою, взятою ни с земли, ни с неба». Соломон же, наполнив сосуд пеною, падавшей с тела утомлённого коня, приказал отнести его царице.

Много подобных загадок предлагала царица Соломону, но не могла унизить его мудрость...

Обратимся к фреске «Приезд царицы Савской к царю Соломону», выполненной итальянским художником Пьеро делла Франческа. Композиция состоит из двух эпизодов: приезда царицы Савской и её встречи с царём Соломоном. Сцена приезда (левая часть фрески) разворачивается на фоне пейзажа. Мы видим момент коленопреклонения царицы Савской перед дворцом Соломона. На картине изображены вполне будничные эпизоды. О чём-то разговаривают слуги, держащие под уздцы коней, куда-то идёт по своим делам служанка... И только свита царицы, окружившая её и хранящая почтительное молчание, подчёркивает торжественность происходящего.

Пьеро делла Франческа. Приезд царицы Савской к царю Соломону. 1450-е гг. Церковь Сан-Франческо, Ареццо

Центром композиции является правая часть фрески, запечатлевшая встречу царицы Савской и Соломона, окружённых придворными. Лица присутствующих спокойны, величавы и серьёзны. Но куда устремлён сосредоточенный взгляд царицы? Что означает жест её рук, сложенных лодочкой? На многие вопросы трудно дать определённый ответ. И всё же мы любуемся её идеально выписанным силуэтом, замечаем мельчайшие детали. Вот по щеке царицы скользит светлый солнечный блик. Как удивительно тонки дуги её бровей! А губы не могут скрыть волнения. В почтении склонилась она перед Соломоном. Её многочисленные щедрые дары и мудрые речи по нраву царю и его многолюдной, празднично одетой свите.

Умер Соломон в возрасте шестидесяти лет, процарствовав на израильской земле сорок лет. Похоронили его в Иерусалиме.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Чем прославился царь Соломон? Почему люди особенно ценили в нём мудрость и справедливость? Какое художественное воплощение нашли эти качества в известных вам произведениях искусства?
  2. Что вы узнали о царствовании Соломона из повести А. И. Куприна «Суламифь»? Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном с одноклассниками.
  3. В чём заключается поучительный смысл притчей царя Соломона? Прокомментируйте некоторые из них. Какие притчи вы посоветуете прочитать одноклассникам? Почему?
  4. Сравните картины художников Н. Пуссена и Н. Н. Ге. Чем, по-вашему, отличается их художественная трактовка одного и того же сюжета? Как в каждом произведении передана надежда на справедливое разрешение конфликта?
  5. Что вам известно о встрече Соломона с царицей Савской? Для ответа на этот вопрос обратитесь к повести А. И. Куприна и фреске итальянского художника П. делла Франчески. Почему этот сюжет был так популярен в искусстве?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с жанром притчи на сайте http://ru.wikipedia.org/. Опираясь на текст «Книги притчей» Соломона (http://smisl-zhizni.ru/ pritchi/65-solomon), попробуйте объяснить их предназначение и основную тематику. В каких жизненных ситуациях вы могли бы ими воспользоваться? Многие из мудростей Соломона давно превратились в пословицы, а поэтому приведите известные вам примеры.
  2. Объясните смысл и происхождение устойчивых словосочетаний суд Соломона и соломоново решение. Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда вы были вынуждены принимать соломоново решение?
  3. Посмотрите художественный фильм «Соломон и царица Савская» (режиссёр К. Видор, 1959). Поделитесь своими зрительскими впечатлениями с одноклассниками.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru