История России
Учебник для 11 класса

       

§ 17. Советская модернизация экономики. Становление советской культуры

  • Вспомните, что такое модернизация. Каковы были общие направления, черты и итоги модернизации в России до 1917 г.?

Борясь за скорейшее осуществление индустриализации и модернизации страны, руководство СССР стремилось решить следующие основные задачи.

  • Во-первых, обеспечить полную экономическую независимость Советского Союза от зарубежных стран. Это стало особенно важным после обострения отношений с Англией и Францией в конце 1920-х гг., негативно сказавшегося на возможностях торговли с ними.

  • Во-вторых, создать базу развития Вооружённых сил, оснащённую самой передовой техникой.
  • В-третьих, добиться роста численности промышленного рабочего класса — основной социальной опоры правящей партии, подорвать экономическое влияние нэпманов и зажиточных крестьян.
  • В-четвёртых, повысить уровень жизни населения, продемонстрировать гражданам СССР и зарубежных стран правильность проводимого в стране курса на строительство социализма.

1. Коллективизация и её итоги

В апреле 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. Он предусматривал ускоренную модернизацию экономики — в первую очередь за счёт развития добывающей и обрабатывающей промышленности, особенно тяжёлой металлургии, а также энергетики. Предполагалось объединение наделов крестьян-единоличников в коллективные хозяйства (колхозы) и переход к обработке земли с использованием техники.

Ещё в 1928 г. для содействия кооперации крестьянства была создана первая машинно-тракторная станция (МТС), к 1932 г. их было 2,5 тыс. МТС заключали с колхозами договоры на производственно-техническое обслуживание.

Первоначально предполагалось проводить коллективизацию постепенно и на основе добровольности. Однако в ноябре 1929 г. плановые задания по всем основным показателям развития страны были резко увеличены. Одновременно Н.В. Сталин выступил со статьёй «Год великого перелома», в которой утверждалось, что в колхозы якобы уже пошла основная масса крестьянства. Это выступление на местах поняли как указание повысить темпы создания колхозов. Однако добровольно в колхозы вступали лишь беднейшие крестьяне. В сельские районы были направлены 25 тыс. городских коммунистов, их называли «двадцатипятитысячники». Они становились во главе колхозов и руководили процессом коллективизации. Кулаки и те середняки, которые не желали идти в колхоз, раскулачивались: их земли и имущество передавались колхозам, их самих и членов их семей высылали в отдалённые районы страны — на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Крайний Север. Число пострадавших от этой политики точно неизвестно, однако, по некоторым данным, оно составило не менее 5 млн человек.

Выселение кулака. 1930 г.

Рис. Выселение кулака. 1930 г.

Форсированная, принудительная коллективизация нанесла большой урон стране и её экономике. Многие из раскулаченных погибли в тюрьмах, в процессе переселения или на отдалённых стройках Севера. С точки зрения идеологии большевизма проведённая «ликвидация кулачества» рассматривалась в качестве достижения. В действительности же оказалась уничтожена прослойка наиболее трудолюбивых, предприимчивых селян, которые в годы нэпа сумели создать высокопроизводительные хозяйства, дававшие большую часть товарной продукции.

Многие крестьяне, не желая отдавать своё имущество в колхозы (сдаче подлежали все лошади и коровы, 80% свиней, 60% овец и т.д.), уничтожали инвентарь и забивали скот. Поголовье коров и лошадей в стране сократилось за 1930 г. на треть, свиней — в 2 раза, овец — в 2,5 раза. Общая урожайность упала на 10%. Во многих районах вспыхнули волнения, подавленные войсками. В городах пришлось вводить карточную систему распределения продовольствия.

Исчезла заинтересованность крестьян в результатах их труда. Его оплата в колхозах носила натуральный характер. За выполнение работ крестьянам начислялись условные единицы — трудодни (трудовые дни), в соответствии с которыми распределялись необходимые для жизни продукты. В беднейших колхозах после выполнения планов государственных поставок нередко не оставалось продуктов для личного потребления. Не могли колхозники искать пропитание и в городах. В 1932 г. была введена паспортная система, но без особого разрешения властей селянам паспорта не выдавали. Фактически они оказались прикреплены к колхозам. Жесточайшие репрессии ожидали тех колхозников, которые, голодая, пытались утаить или похитить часть урожая, подлежащего сдаче государству. В 1932 г. был принят закон, предусматривавший меру наказания — от 10 лет заключения с конфискацией имущества до расстрела — за хищение колхозной собственности (за «колоски», как называли его в народе). Менее чем за полгода по этой статье было осуждено более 100 тыс. человек.

После проведения коллективизации в 1932-1933 гг. голод охватил обширные хлебородные районы Украины, Кубани, Поволжья и др. Количество его жертв не поддаётся точному учёту. По разным оценкам оно составило от 3 до 15 млн человек. Подвергавшаяся жесточайшей цензуре пресса даже не упомянула об этой катастрофе. На дорогах выставлялись воинские кордоны, которые не пропускали голодавших в города.

За счёт коллективизации из деревни были выкачаны огромные средства. На мировом рынке продавались советские зерно, масло, сахар, которых в стране не хватало. На вырученные средства закупались станки и оборудование для возводившихся гигантов индустрии.

Дешёвая избыточная рабочая сила деревни также стала важным источником индустриализации страны. Потребность в неквалифицированных рабочих при низком техническом оснащении промышленности была огромна. Уже к 1931 г. безработных в стране не осталось, был введён жёсткий контроль над использованием трудовых ресурсов. На стройки пятилетки с удовольствием отправлялась сельская молодёжь, избавляясь таким образом от полуголодной деревенской жизни, обретая возможность получить образование, сделать карьеру. Большинство молодых людей, направляемых из села на стройки пятилетки, были искренне признательны советской власти.

Широкий размах приобрело социалистическое соревнование — движение за перевыполнение хозяйственных планов. Трудовые достижения ударников и стахановцев (по имени шахтера-передовика А.Г. Стаханова) широко освещались в прессе.

Постепенно положение в деревне стабилизировалось. С развитием промышленности увеличилось число тракторов и комбайнов, улучшилась техника обработки земли, повысилась её урожайность. Начиная с 1935 г. планы закупок сельскохозяйственной продукции в основном выполнялись. В 1936 г. удалось отменить карточную систему распределения продуктов. Государство начало проводить политику, призванную материально заинтересовать колхозников в повышении производительности труда. В частности, устанавливались чёткие нормы сдачи зерна государству. Сверхнормативная сдача допускалась лишь на основе добровольности и по повышенным закупочным ценам. Вновь разрешалось иметь приусадебные участки, содержать коров, овец, свиней, птицу, кроликов и т.д., продавать продукцию приусадебных хозяйств на рынке. Уже к 1937 г. приусадебные участки давали более 50% валового производства овощей и картофеля, около 70% мяса, молока и кож.

2. Индустриализация: основные результаты

В годы первой пятилетки началось строительство свыше 1500 крупных предприятий машиностроения, металлургии, а также автомобильных, тракторных и химических заводов, новых шахт и домен. Их вступление в строй позволило увеличить общий объём промышленного производства. Национальный доход СССР вырос примерно вдвое. Выпуск тракторов с 1,3 тыс. повысился до 50,6 тыс., автомобилей — с 0,8 тыс. до 23,9 тыс. В 1932 г. вступила в строй крупнейшая в Европе Днепровская гидроэлектростанция. Всё это было несомненным успехом. И всё же плановые задания первой пятилетки, которые, по официальным данным, были выполнены за 4 года и 3 месяца, в действительности оказались провалены.

При составлении заданий второй пятилетки (1933-1937) и их выполнении были учтены прежние ошибки. Особое внимание уделялось освоению новых производств, завершению технической реконструкции народного хозяйства. Итоги второй пятилетки в целом были удачны, хотя планы развития лёгкой промышленности и энергетического комплекса оказались невыполнены.

Утро первой пятилетки. Художник Я. Ромас

Рис. Утро первой пятилетки. Художник Я. Ромас

В результате была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Были открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности — станкостроение, автомобильная, тракторная, авиационная, сельскохозяйственное машиностроение, химическая. К концу 1930-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции. К 1938 г. его доля в мировом промышленном производстве достигла 14,1%, что намного превосходило соответствующие показатели царской России. Это обеспечивало СССР второе место в мире по развитию индустрии.

Символом нового облика страны стал Московский метрополитен, строительство которого началось в 1933 г. Первая его очередь вступила в строй в мае 1935 г. По всеобщему признанию, станции московского метро по дизайну и удобству не имели себе равных в мире.

Большое внимание уделялось развитию восточных районов страны. Были построены десятки новых городов — Комсомольск-на-Амуре, Караганда, Кемерово, Магнитогорск, Новокузнецк и др.

Транспортное сообщение по всей территории Советского Союза значительно улучшилось. Вступили в строй Туркестано-Сибирская железная дорога, канал «Волга — Дон» и Беломорско-Балтийский канал, благодаря чему Москва стала портом «пяти морей».

Началось освоение Севера. В 1934 г. известный полярный исследователь О.Ю. Шмидт на пароходе «Челюскин» попытался за одну навигацию пройти по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В Чукотском море пароход был раздавлен льдами. За спасением его экипажа, высадившегося на дрейфующую льдину, следила вся страна.

Большое внимание уделялось созданию авиации, способной действовать в высоких широтах. В 1937 г. летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США.

В 1937 г. на Северном полюсе начала свою работу научная станция «Северный полюс-1» под руководством И.Д. Папанина.

Модернизация лишь частично изменила социально-демографическую структуру Советского Союза. Сельское население, составлявшее большинство населения страны (55,5%), в социальном отношении стало более однородным. Такие понятия, как «бедняки», «середняки» и «кулаки», исчезли. Всё крестьянство, объединённое в колхозы, находилось примерно в одинаковом положении. С завершением политики нэпа исчезла возникшая в 1920-е гг. прослойка мелких и средних городских предпринимателей.

Уровень реальных доходов населения сократился примерно вдвое. Однако это не вызвало массового недовольства. У людей сохранялась вера, что трудности страны носят временный характер. К тому же исчез такой источник социального раздражения, как высокие доходы нэпманов и кулаков.

3. Модернизация армии

Важнейшим звеном социалистической индустриализации была модернизация Вооружённых сил и развитие их экономической базы — военно-промышленного комплекса (ВПК) страны.

Приоритеты в модернизации и структуре ВПК в 1930-е гг. отдавались сухопутным войскам и авиации. Развитие флота рассматривалось как второстепенная задача.

В 1931 г. была принята концепция модернизации, предложенная М.Н. Тухачевским, который считал важнейшей задачей обеспечение армии бронетанковой и авиационной техникой. Он был инициатором организации предприятий двойного назначения, выпускавших на одних поточных линиях и гражданскую, и военную технику (в частности, сочетался выпуск тракторов и танков).

Предложения Тухачевского о создании массовой, оснащённой самой совершенной военной техникой армии далеко не сразу получили поддержку политического руководства страны. Оно исходило из того, что добровольческий принцип комплектования Красной армии, принятый после окончания Гражданской войны, позволял иметь хотя и немногочисленные (около 570 тыс. человек), но верные правящей партии Вооружённые силы. Кроме того, многие военные руководители недооценивали значения технического перевооружения армии. Однако в конечном счёте точка зрения Тухачевского взяла верх.

К середине 1930-х гг. реконструкция армии и оборонной промышленности осуществлялась быстрыми темпами. Формировались бронетанковые и авиационные силы, укреплялась индустриальнотехническая база.

4. Культурная революция и культурные достижения

В 1930-е гт. огромное значение придавалось осуществлению культурной революции. В стране принимались меры по преодолению неграмотности, повышению уровня образования населения, развитию науки и приобщению широких масс к культурным ценностям.

Ещё в 1919 г. правительство РСФСР приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. В городах и сёлах создавались пункты ликвидации неграмотности — ликбезы. Появились рабочие факультеты — рабфаки, готовившие молодёжь к поступлению в вузы. Однако Гражданская война и разруха помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-х гг. лишь около половины населения СССР старше 9 лет владели грамотой.

С началом индустриализации большой проблемой стала нехватка квалифицированных рабочих и инженеров. В 1930 г. было введено обязательное четырёхлетнее образование, а для городов и промышленных районов — семилетнее, с профессионально-техническим (фабрично-заводским) уклоном. На развитие образования выделялись значительные средства. В городах и рабочих посёлках открылось 3,6 тыс. новых школ. В сельской местности — около 15 тыс. В результате к 1939 г. 81% граждан СССР от 9 лет и старше владели грамотой.

Значительной реорганизации подверглась система высшего образования. Были отменены ранее существовавшие ограничения для выходцев из семей бывших дворян, предпринимателей, чиновников, священнослужителей, зажиточных селян на поступление в высшие учебные заведения. Их число значительно возросло. К началу 1930-х гг. в СССР насчитывалось более 700 вузов. С 1928 по 1940 г. число специалистов с высшим образованием увеличилось почти в 4 раза, со средним специальным образованием более чем в 5 раз.

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 1930-х гг. в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивавшие новые направления науки, такие, как органическая химия, геофизика, микрофизика, физика полупроводников, атомного ядра. Достижения советских учёных-физиков — П.Л. Капицы и А.Ф. Иоффе приобрели мировую известность. Во многих районах РСФСР и союзных республиках создавались филиалы Академии наук СССР.

П.Л. Капица и Н.Н. Семёнов. Художник Б. М. Кустодиев

Рис. П.Л. Капица и Н.Н. Семёнов. Художник Б. М. Кустодиев

В условиях крайне ограниченного доступа СССР на мировые рынки особый упор делался на самообеспечение промышленности сырьём. Активно велись геологоразведочные работы, организатором масштабных экспедиций уже в 1920-е гг. стал А.Е. Ферсман. Освоение новых районов нефтедобычи связано с именем И.М. Губкина. Учёный провёл расчёты, доказавшие наличие колоссальных запасов нефти в Сибири, обосновал экономическую целесообразность развития «второго Баку» — района нефтедобычи в Поволжье. Исследования продуктов переработки нефти продолжал Н.Д. Зелинский, инициатор создания Института органической химии АН СССР (1934).

На основе расчётов математика и судостроителя А.Н. Крылова велось строительство отечественного океанского флота. Работы Центрального аэродинамического института (ЦАГИ, в 1920-1930-е гг. им руководил ученик Н.Е. Жуковского С.А. Чаплыгин) заложили основу для развития отечественного авиастроения, производства самолётов с совершенной аэродинамикой.

К активно работавшим с 1920-х гг. авиаконструкторам А.И. Туполеву и Н.Н. Поликарпову в 1930-е гг. присоединились молодые талантливые авиаконструкторы и конструкторы авиационных двигателей — С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Петляков, А.Д. Швецов, А.С. Яковлев и др. Достижения советской авиации получили мировое признание.

Новаторский характер имели исследования в области ракетной техники. Учёные и изобретатели Ф.А. Цандер и В.П. Глушко независимо друг от друга в 1930-1931 гг. испытали первые ракетные двигатели. В 1932 г. при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), объединившая занимавшиеся ракетной техникой коллективы. ГИРД возглавил С.П. Королёв — будущий конструктор первых советских космических кораблей. После успешного испытания первой советской ракеты в 1933 г. на базе ГИРД создаётся Реактивный научно-исследователь-ский институт (РНИИ), разработка ракетной техники начинает рассматриваться как важная военная задача.

5. Спорт и физкультурное движение

В предвоенное десятилетие физкультурное движение в СССР охватило миллионы. На развитие массового спорта выделялись значительные государственные средства. Спортивная тема стала ведущей в искусстве, особенно в живописи и скульптуре. В условиях осложнения международной обстановки развитие спорта служило важным элементом укрепления обороноспособности СССР.

Массовое распространение получили военизированные виды спорта — стрелковый и парашютный. К 1931 г. был разработан Всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Подготовка к сдаче норм ГТО стала основой занятий по физкультуре в школах и вузах. Большой популярностью пользовались и спортивные мероприятия по сдаче норм на значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к противовоздушной и химической обороне» и др.

В 1935 г. было создано добровольное спортивное общество (ДСО) «Спартак», быстро ставшее одним из самых массовых в стране. При больших предприятиях и вузах, в колхозах появились стадионы.

Государство продолжало уделять особое внимание массовому спортивному движению. Поскольку стимулировать развитие такого движения невозможно без высоких спортивных результатов, установка на отказ от рекордов как пережитка буржуазного спорта постепенно была пересмотрена. Для поощрения выдающихся спортивных достижений в 1934 г. устанавливается почётное звание «Заслуженный мастер спорта».

Футбол стал в эти годы одним из самых популярных и массовых видов спорта. Сборная СССР участвовала в товарищеских матчах со сборными командами Турции, Эстонии, Швеции, Германии, Норвегии. Результаты этих матчей не засчитывались ФИФА, поскольку СССР по-прежнему не был признан международными спортивными организациями.

Вопросы для самопроверки

  1. Определите цели модернизации советского периода, её источ-ЦД ники и методы проведения. В чём проявились её особенности?
  2. Чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства? Как она осуществлялась?
  3. Охарактеризуйте модернизацию Красной армии. Как она была связана с общей модернизацией, проводимой в Советской стране?
  4. Докажите, что в конце 1930-х гг. СССР стал высокоразвитой державой. Составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР».
  5. Выскажите своё мнение о том, насколько согласуются результаты индустриализации с первоначально поставленными целями.
  6. Что вы понимаете под термином «культурная революция»? Чем была вызвана её необходимость?
  7. Назовите основные составляющие культурного строительства 1930-х гг. и его итоги.
  8. Охарактеризуйте развитие советской науки в 1930-е гг. На решение каких задач она была ориентирована?
  9. Какое значение придавалось в СССР развитию спорта и физкультурного движения? Какие формы они принимали?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru