Русский язык
6 класс

Местоимение

68. Местоимение как часть речи

      Скворец летел к себе домой.
      Летел дорогою прямой.
      Он изучил за много лет
      Её по множеству примет.

(С. Михалков.)

Кто это он? Что изучил он (скворец) за много лет? Могли бы мы ответить на эти вопросы, если бы не было первых двух строчек? Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы? Выделенные слова — местоимения.

Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какие — на признак, а какое — на количество? На какие вопросы отвечают эти местоимения? Какими членами предложения они являются? В каких падежах стоят выделенные местоимения?

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.

В каком роде и числе стоят местоимения такая (погода), такой (день), такое (солнце), такие (ребята)?

1. Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают: личные (я, ты); возвратное (себя); вопросительные (кто? что? каков? чей?); относительные (кто, что, каков, чей); неопределённые (некто, кое-кто); отрицательные (никто, ничей); притяжательные (мой, твой, наш); указательные (тот, этот); определительные (весь, самый, другой).

390. Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.

• В каком случае местоимения связывают самостоятельные предложения, а в каких — простые предложения в составе сложного?

1. Я услыхал сегодня первый гром, — — в полдень прогремел из тучки малой. (А. Голенищев-Кутузов.) 2. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что — — горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет.) 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к — —. (А. Плещеев.) 4. Всё чаще снится мне мой корабельный бор. В нагорной2 вышине раскинул — — шатёр4. (Л. Татьяничева.)

391. Спишите. Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.

(С)земли ещё (не)сош..л снег, а в душу уже прос..тся весна4. Если вы когда-нибудь выздоравливали2 (от)т..жёлой болезн.., то вам извесно блаженное состояние, когда замира..шь (от) смутных предчувствий3 и улыба..шься (без)всякой причины. По-видимому, такое же состояние пережива..т теперь и пр. .рода.

(А. Чехов.)

392. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте падежи выделенных местоимений. В предложениях с местоимением-подлежащим подчеркните сказуемое.

• Укажите местоимения, с помощью которых в этом тексте связаны абзацы.

• Укажите предложение, соответствующее схеме: ---- ====, но ====, ====.

Солнце светит ярко и лучи его, играя и улыбаясь, купаю..ся в лужах вместе с вороб..ями. Речка надувае..ся и темне..т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар..вёт. Деревья голы но уже живут дыш..т.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязн..ю воду в к..навах пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн..ю или лазить на деревья и пр..вязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастлив..е время года.

(А. Чехов.)

393. Укажите недочёты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде. Подберите к выделенному слову однокоренные слова и запишите их по образцу упр. 112.

  • Я заходил к учительнице, но их (не)было дома.
  • После сна первый отряд пош..л в лес. Они долго (не)возвр..щались.
  • Враг был силён, но они скоро сд..лись.
  • Собач..нке было три недели, и у него начали прорезат..ся глаза.

 

Рейтинг@Mail.ru