Русский язык
6 класс

69. Личные местоимения

Кто хочет мира? Он и ты, и я — простые люди всех оттенков кожи.

  • Почему выделенные местоимения называются личными?
  • Назовите местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.
я
ты
он
(она,
оно)
мы
вы
они

При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в именительном падеже — я, а в родительном — совсем другая основа — меня.

Иногда в корне происходит чередование: тебя — тобой, меня — мне.

Местоимение 3-го лица он изменяется по родам: она, оно.

394. Просклоняйте все личные местоимения устно, а местоимение я письменно.

395. Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение я в косвенном падеже». Укажите падеж местоимения. Образец: беспокоишься обо___мне (о ком?).

грущу по вас
тоскуешь по нас
скучает по вас

• Составьте предложения с прямой речью, включив в них словосочетания из рамки.

Пр..близился (к кому?), бе..покоился (о ком?), с.ревновался (с кем?), р..сстилалась (перед кем?), (не)смейся (над кем?), пр..готовить (для кого?), (не)ра..страивай (кого?).

396. Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте падеж каждого местоимения. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения. • Обозначьте орфограмму «Раздельное написание предлогов».

1. Мы молодой весны гонц.. она (мы) выслала вперёд. (Ф. Тютчев.) 2. Ласточ(?)ка с весною в сени к (мы) летит с (она) и солнце краше, и весна милей4. (А. Плещеев.) 3. Лёд трескался ломался на отдельны.. глыбы; вода всплёскивалась между (они). (С. Аксаков.) 4. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в (он) сирень. (А. Плещеев.)

Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.

397. В каких предложениях местоимения обозначают любое лицо? Спишите, обозначая части слов, в которых вставлены орфограммы. Объясните постановку знаков препинания во 2-м предложении.

1. «Весна!» — чита..шь в каждом взор..; и ты, как праз(?)нику, ей рад. (А. Плещеев.) 2. Здра(?)ствуй, мама! Как ты себя чу(?)ствуешь? 3. Зна..те ли вы, например, какое наслаждение выехать весною до зари? Вы выход..те на крыльцо... Вот вы сели: лошади разом тронулись... Вы ед..те... Вам холодно немно..ко, вы закрываете лицо воротником шинел..; вам дремл..тся. (И. Тургенев.)

Рассмотрите примеры. Какая особенность в склонении местоимения он имеется в косвенных падежах?

ждать его
послать ему
заниматься им

ждать у него
послать к нему
заниматься с ним

у неё (не «у ней»!)

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется н (у него, возле них, около неё).

398. Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями и вставляя пропущенные запятые. • Обозначьте условия выбора разделительного ь. • Укажите существительное общего рода.

1. Раз мы поймали м..лодого журавля и дали журавлю лягушку. Журавль лягушку прогл..тил. Дали другую третью3 четвёртую пятую — прогл..тил. 2. Подрезали мы этому журавлю крылья и стал журавль за женою всюду х..дить4. 3. Жена корову д..ить — и Журка с женой, и в огород за женой, и на п..левые колхозные работы ходит с женой, и за водой. 4. Пр..выкла к журавлю жена, и без журавля жене уж скучно, без журавля никуда. 5. Крикн..т: «Фру-фру!», журавль к жене б..жит. Такой умница!

(По М. Пришвину.)

399. Прочитайте. Укажите ошибки в употреблении местоимений. Озаглавьте текст. Спишите, деля текст на абзацы и внося необходимые исправления. • Назовите слова из области библиотечного дела. • Какие предложения связаны с помощью повтора слов, а какие — с помощью местоимений?

Первая страница книги называется титульным листом. По нему делается описание книги. На титульном листе вашего учебника крупным шрифтом набрано заглавие «Русский язык». Подзаголовок «Учебник для 6 класса» он об..ясняет назн..чение книг.. . В самом низу титульного листа помещены выходные данные: где, каким издательством и когда выпущена книга. Важно, чтобы описание книги было правильным, по ней разыскиваем книгу в библиотеке.

заглавие
подзаголовок

400. Диктант. Подчеркните личные местоимения. Обозначьте их надеж. Объясните написание не с прилагательными.

1. В (не)обычной тишине ранн..м туманн..м утром; (надо) мной (серо)голубое весе(н, нн)ее небо; (передо)мной (не)объятные поля; слева (от)меня (не)высокие деревья с (б..рхатисто)сер..м стволом; дли(н, нн)ые побеги у тополи(н, нн)ых ветвей; (не)извес(?)ная реч..нка; пусты(н, нн)ый (зелёно)ж..лтый берег. 2. К семнадцат.. пр..бавить восем(?)сот восем(?)десят семь.