Русский язык
6 класс

Словообразование и орфография. Повторение

Контрольные вопросы и задания 1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование», с которым вы познакомились в VI классе? 2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?

3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст-, -кос- — -кас- и -гор- — -гар- надо писать безударную гласную о и когда безударную гласную а? 4. Как различить на письме гласные в приставках при- и пре-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?

183. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Словообразование и орфография».

184. Прочитайте § 24, 26, 33—35. Составьте и запишите сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Расскажите по нему о словообразовании в русском языке, приведите свои примеры.

185. Подберите по 2—3 имени существительного, имени прилагательного и глагола на каждый способ образования слов. Добавьте приведённые ниже слова в соответствии со способом их образования.

    Приставочный:--,--.
    Суффиксальный:--,--.
    Приставочно-суффиксальный:--,--.
    Сложение (основ слов или целых слов):--,--.
    Сложение сокращённых основ:--,--.
    Переход одной части речи в другую:--,--.

Лётчик, параш..тистка, электровоз, малодоступный, престранный (поступок), преподнести, ЦБ, турпоход, птиц..фабрика, учительская, МГУ, пр..встать, сотрудник, кресло-кровать, Сбербанк.

186. Дополните списки слов 3—4 примерами каждого способа образования сложных слов. • Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в предложении главные члены.

  1. Сложение двух целых слов: ракета-носитель, лётчик-космонавт.
  2. Сложение части слова с целым словом: физкультура, драмкружок.
  3. Сложение полных основ с помощью соединительных гласных о, е: верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
  4. Сложение сокращённых основ: профком, ТЮЗ, вуз.

187. Заполните таблицу «Орфограммы — гласные буквы в корне слова» данными примерами: сг. .реть, прик..сновение, к..саюсь, выб..рает, соб..рём, возр..ст, ср..слись, предлагаю, изложение, раст..рать. • Составьте предложения с выделенными словами. Как они образованы?

188. Составьте таблицу «Орфограммы — согласные буквы в корне слова». Заполните каждую графу 4—5 примерами.

189. Вспомните виды орфограмм на тему «Гласные и согласные буквы в приставках» и запишите по 4—5 примеров каждого вида, обозначая в записанных словах соответствующие орфограммы.

190. Прочитайте. В какое время года описывает красоту Москвы К. Симонов? Что бы вы добавили к этому описанию? Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая на их месте орфограммы. Укажите предложения с однородными членами и объясните расстановку запятых в них.

Отечество моё Россия

Москва

Она так кр..сива, мы так привыкли к её кр..соте, что порой перестаём замечать её. Но стоит уехать из неё на (пол)года, на месяц, на н..делю, и она будет выр..стать в твоей пам..ти утром, днём, вечером.

Р..зовато-х..лодный осе(н,нн)ий ра(с,сс)вет встаёт п..зади Кремля, над зу..цами стен и коническими остриями башен. Тёмная ноябрьская вода бе(с,з)шумно струится под высокими мостами — под Москворецким, Каменным, Крымским, Бородинским. Если стать на Бородинском мосту, где над т..жёлыми пр..лётами высятся гранитные эмблемы воинской славы, где за сто вёрст п..зади — Бородинское поле, а впереди — Кремль, можно окинуть взором Москву, пустынные утренние набережные. Там, за п..воротом реки, высятся воздушные серебряные цепи Крымского моста; с другой стороны, над р..кой, с лёгким свистом прол..тают кажущиеся отсюда маленькими в..гончики метро. А туда, наверх от моста, начинается Арбат с его переулками и переулочками, со Староконюшенными, Скатертными, Хлебными, с у(з,с)ки-ми улочками, сами названия которых г..ворят о профе(с,сс)иях старых ру(с,сс)ких маст..ров, зас..лявших их, строивших этот город для себя и потомков, строивших его золотыми руками, в..сёлой песней, крепким словом, всей своей широкой ру(с,сс)кой душой!

191. Диктант. Вставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте части слов, в которых имеются пропуски.

1. Отряд туристов шёл по алле.., которая в..ла к реке. 2. Р..бята ост..новились у обрывистого берега пол..жили свои рю..заки набрали сухих веток и разожгли к..стёр. 3. Вес..ло затр..щали сучья зак..пела вода в кот..лке и чай вскоре был г..тов. 4. К..тлеты и чай с п..рогами на свеж..м воздух.. пок..зались самой вкус(?)ной пищей. 5. Все поблагод..рили девочек, которые пр..готовили ужин.

 

Рейтинг@Mail.ru