Русский язык
6 класс

35. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова — это выделение значимых частей (морфем) слова, из которых оно состоит, например: . При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова — это выяснение того, на базе чего и как образовано данное слово. Например: слушатель — слушать. При словообразовательном разборе в слове указывается только то, с помощью чего оно образовано.

План
морфемного разбора

  1. Окончание.
  2. Основа.
  3. Суффикс (суффиксы).
  4. Приставка (приставки).
  5. Корень.

План
словообразовательного разбора

  1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь).
  2. Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель — слушать);выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель).
  3. Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образцы письменного разбора

178. В левый столбик выпишите слова с суффиксами, а в правый — без суффиксов. Обозначьте части записанных слов. Какой это разбор слова — по составу или словообразовательный?

Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина, малина.

179. Постройте ряды слов. Какой это разбор слова — по составу или словообразовательный?

Прапрадедушка, раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный, ненаучный, прескучный, доледниковый.

180. Начертите таблицу. Впишите в неё помещённые ниже слова, обозначьте в них части слова и покажите, как они образованы. Назовите способы образования записанных слов.

Облачность, внештатный, подгруппа, волжанин, санчасть, неурожай, наушник, правдивый, заметный, спецкор, предгрозовой, паровоз, нефтеналивной, пароходный, Сбербанк.

181. Восстановите слова, которые были образованы от первого слова, прежде чем образовалось второе. Запишите их в виде цепочки связанных друг с другом слов.

Образец: сук — сучочек. Сук → сучок → сучочек.

Приятный — пренеприятный; разговор — разговорчивость; красить — приукрасить; боль — болезненность.

182. Диктант. Обозначьте падежи имён существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

Наб..рать скорость, разгорается на востоке, приземляется с парашютом, р..стёт с приближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра..стояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, в..ликолепно пос..дить, выск..чить из кабины, пр..взойти м..ровой р..корд, приветствовать эк..паж, ра..сказ (лётчика)испытателя.

 

Рейтинг@Mail.ru