Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Морфология и орфография. Культура речи

Морфология — раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Имя существительное

36. Повторение изученного в V классе

1. Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными.

Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

192. Прочитайте. Языковые средства каких стилей использованы в данном отрывке? Есть ли в тексте примеры существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет? Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом — неодушевлённые. • Запишите по 2—3 примера существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет.

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить, кто это или что это. Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга...» «Всё понятно?» — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно!.. Понятно!..— хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

— Окно! — Стол! — Дом! — Дорога!

— Правильно,— говорила Анна Васильевна.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивила та радость, с которой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности.

(По Ю. Нагибину.)

193. Найдите в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» (см. «Литература. 6 класс») имена собственные. Запишите те из них, которые показались вам особенно забавными, смешными.

194. Прочитайте. К какому стилю относится текст? Что нового вы узнали о собственных и нарицательных существительных? Разберите по 1—2 существительных мужского, женского и среднего рода. • Выпишите слова с пропусками, обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

Собственные имена могут превращаться в нарицательные, наполняясь при этом нов..м лексическим значением. Имя человека переходит на его открытие: рентген (по имени учёного, открывшего особые невидимые лучи), дизель (по фамилии изобретателя); название географического пункта станов..тся названием изделия, производимого в этом пункт..: шаль (по названию города в Инди..).

195. Напишите письмо одному из ваших друзей и выразите в нём благодарность по какому-либо поводу (за интересную информацию, за оказанные услуги и т. п.). Какое обращение вы используете в начале письма? Каким обращением закончите? Для выражения благодарности воспользуйтесь словами и сочетаниями слов: от всего сердца (искренне, горячо) благодарю тебя за, признателен тебе за; большое (сердечное) спасибо за. Как закончите письмо? Как его подпишете?

196. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных и и е в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Приведите свои примеры. Какого стиля ваше высказывание? Докажите.

197. Поставьте данные ниже существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 196) указаны окончания. • Письменно объясните правописание безударных гласных в окончаниях существительных (см. образец в списке орфограмм).

Аппарат, программа, печенье, станция, рейс, направление, рейка, батарея, область, рельс, ущелье, пр..земление, пр..града, пр..вычка, пр..подаватель, алюминий, платье, резерв, рейд, спортсмен, деталь.

рейс [р’]
рейка [р’]
рельс [р’]
резерв [р’] [з’]
рейд [р’]
спортсмен [м’]
деталь [д’]

198. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с теми словами, от которых они зависят, и запишите по образцу: лежит (на чём?) на крыше (1-е, П.). • Укажите элементы описания в тексте. • Спишите последнее предложение и подчеркните члены предложения.

Зима. Снег лежит на каждой тропинк.. и каждой алле... На зелёной ёлк.. и пихт.. хвоя покрылась инеем. Спит в берлог.. в своей постел.. косолапый2 медведь1. Белка скач..т с ветк.. на ветку. Заяц у белоствольной2 берёзк.. попрыгива..т. Брод..т по просёлочной дорог., возле деревн.. голодный волк.

199. Запишите данные слова в предложном падеже с предлогами и обозначьте орфограмму в окончаниях этих слов. • Какие из вариантов выделенного женского имени должны быть употреблены в официальном документе, паспорте?

Наталия, Наталья, Наташа; гербарий, иней, предпол..жение, те(р,рр)итория, академия, фамилия, аллея, прик..сновение, р..стение, пр..вращение, агрессия, приглашение, г..рение, се(с,сс)ия, опас(?)ность; сражение, счастье, платье; Дарья Ильинична, Мария Лукинична; договорённость, намерение.

академия [д’]
агрессия [р’]
сессия [с’]
договорённость
намерение

200. Спишите, обозначьте условия выбора орфограммы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Назовите ещё виды орфограмм, связанные с правописанием ь на конце слов после шипящих. • Составьте 2—3 простых предложения с любыми из словосочетаний и произведите их синтаксический разбор.

Идти через рож(?), плач(?) ребёнка, сухой камыш(?), ровно в полноч(?), сторож(?) у ворот, помощ(?) врача, полевая мыш(?), полная тиш(?), обилие рощ(?), громада туч(?), постройка жилищ(?), выделка кож(?), ремонт крыш(?).

201. Заполните примерами таблицу «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных», ставя данные слова в творительном падеже, единственном числе и письменно объясняя в них условия выбора буквы о или е. • С выделенным словом составьте и запишите словосочетания.

Передача, юноша, саранча, смерч, врач, училище, луч, этаж, карандаш, дворец, ключ, рубеж, крыльцо, кирпич, гостиница, сургуч, пейзаж, роща, представительница, пр..бежище, свеча, добыча.

добыча

202. Вспомните основные способы образования слов (см. § 26, 33, 34). Какими способами образованы данные существительные? Запишите, как они образованы.

Вуз, синь, девятилетка, ледокол, заплыв, северо-запад, безоблачность, подводник, выход, булочная.

203. Запишите по образцам существительные, образованные с помощью суффикса -ищ- от данных слов.

Какое значение имеют существительные с суффиксом -ищ-? Укажите род существительных и выделите окончания.

Волк → волчище хвост, бык, голос, сапог.

Пыль → пылища жара, грязь, рука, скука.

204. Диктант. В первом абзаце назовите виды орфограмм на месте пропусков. Слова из второго абзаца запишите в два столбика: в один слова с буквой о на месте пропусков, в другой — слова с буквой е.

Идём по улиц.., приближаемся к станци.., пр..едем на трамва.., встретимся на остановк.. тро(л, лл)ейбуса, на перекрёстк.. .

Шприц..м, луч..м, чертеж..м, плащ..м, меж..й, монтаж..м, стуж..й, дач..й, плеч..м, свеч..й, каш..й, смерч..м, груш..й, ключ..м, плющ..м, морж..м, полотенц..м.

троллейбус

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru