Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 18. Русская православная церковь

Церковь в XIX веке. Русская православная церковь возникла в 988 году, после принятия христианства на Руси. Получив первоначально свое устройство от константинопольского патриарха, она развивалась, расширялась и в XV веке стала самостоятельной (автокефальной). С 988 по 1589 год главой Русской православной церкви являлся митрополит, а затем — патриарх (греческое слово patriarches означает «глава рода»).

С 1721 года в истории Русской церкви начался синодальный период. Во главе Церкви стоял Святейший Синод. Он включал в себя видных церковных иерархов, которые решали важные вопросы церковного устройства. Административное управление Синодом принадлежало ставленнику императора — обер-прокурору Святейшего Синода.

А. Н. Голицын — обер-прокурор Святейшего Синода

А. Н. Голицын — обер-прокурор Святейшего Синода в 1803—1813 гг.

Положение Церкви и ее роль в стране регулировались законом: православная вера есть первенствующая и господствующая в России, а император — верховный защитник и хранитель догматов господствующей Церкви и блюститель правоверия и всякого в Церкви благочиния. По существу, православное мировоззрение являлось официальной идеологией Российского государства.

К середине XIX века численность православного русского духовенства достигала примерно 60 тыс. человек. Церковное управление делилось на епархии, размеры которых примерно соответствовали территориям губерний. Во главе епархии стоял архиерей.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Существовала система духовно-учебных заведений, состоявшая из училищ, семинарий и четырех академий — Киевской, Петербургской, Московской и Казанской.

Святые и подвижники. В среде православного духовенства всегда находилось немало подвижников и ревностных хранителей веры православной. В былые времена это прежде всего канонизированные (причисленные к лику святых) Русской православной церковью Сергий Радонежский (ок. 1321—1391) и Кирилл Белозерский (1337—1427), основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Не стал в этом смысле исключением и XIX век.

Серафим Саровский

Серафим Саровский. Икона

Большую известность получил монах Саровской пустыни (монастыря, расположенного в Тамбовской губернии) Серафим (1759—1833). Он родился в городе Курске в семье купца Сидора Мошкина. В 1778 году стал послушником Саровской пустыни. Через 8 лет был пострижен в монахи и получил имя Серафим. Добровольно удалившись в одинокое затворничество, он все время проводил в постах, трудах и молитвах. Ежегодно многие тысячи людей стекались в это удаленное место, надеясь увидеть старца, услышать его слово-наставление. Серафим Саровский утешил, излечил от тяжелых недугов множество душ. Его называли преподобным. Так обычно именовали монахов, заслуживших своей деятельностью высочайший моральный авторитет. В 1903 году Синодом Русской православной церкви Серафим Саровский был канонизирован.

Саровская пустынь

Саровская пустынь.
Художник Г. Мешков

Старец, духовный писатель Амвросий Оптинский (1812—1891) в своих книгах и проповедях учил людей любви к человеку, объяснял, как важно в жизни следовать заповедям Христа. Митрополит Филарет. Выдающимся ученым-богословом, общественным деятелем, талантливым проповедником был митрополит Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783—1867).

Амвросий Оптинский

Амвросий Оптинский

Он родился в городе Коломне в семье священника. Восьмилетним мальчиком его отдали учиться в Коломенскую духовную семинарию, где он сразу выделился блестящими способностями. Продолжил обучение в семинарии Троице-Сергиева монастыря. Разносторонние знания и усердие молодого человека восхищали преподавателей.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

После окончания курса он был оставлен в семинарии преподавателем греческого и древнееврейского языков. В 1808 году Василий Дроздов принял монашество под именем Филарет. Через некоторое время он был назначен инспектором Петербургской духовной академии.

С этого времени началась широкая проповедническая деятельность Филарета. Ни одно сколько-нибудь важное государственное событие не проходило без его слова (речи). В 1812 году Филарет стал ректором Петербургской духовной академии и получил звание профессора богословских наук.

Митрополит Московский и Коломенский Филарет

Митрополит Московский и Коломенский Филарет

Когда началась Отечественная война 1812 года, Филарет не раз выступал с проповедями, в которых призывал соотечественников дать отпор врагу. Победу России в войне он объяснял единством духа и воли народа, его мужеством и святой любовью к Родине.

С именем митрополита Филарета связано большое событие в духовной жизни страны — перевод на русский язык текстов Священного Писания. Ранее священные книги, составляющие Библию, издавались в России или на греческом, или на церковно-славянском языке, и чтение их многим оказывалось недоступно. Митрополиту Филарету принадлежит перевод на русский язык Евангелия от Иоанна.

Облачение, четки и скуфья митрополита Филарета

Облачение, четки и скуфья митрополита Филарета

В 1827 году был издан катехизис Филарета, ставший настольной книгой для всех верующих. Катехизис (греческое слово katechesis означает «наставление») содержал краткие описания основ православного вероучения. Книга была составлена в форме вопросов и ответов, что помогало читателю легко ориентироваться в сложном мире христианских догматов, норм и понятий.

В ряду заслуг митрополита Филарета есть еще одно дело огромного исторического значения. По поручению Александра II он составил текст Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Вопросы и задания

  1. Вспомните, какое значение для Руси имело принятие христианства. Охарактеризуйте роль Русской православной церкви в истории России. Какие идеалы и ценности она несла? Как они соотносились с государственными интересами?
  2. Какие древние русские монастыри вам известны? Что вы знаете о монастырской жизни, монашестве, старцах, монастырских правилах и обычаях? Какую роль играли монастыри в жизни общества?
  3. Раскройте, в чем состоял христианский подвиг Сергия Радонежского и Серафима Саровского. За что Церковь почитает их в числе основных русских святых? Почему их называют чудотворцами?
  4. Подготовьте сообщение на тему (по выбору): «Мир русского монастыря»; «Христианский подвиг Сергия Радонежского и Серафима Саровского».
  5. Что вы знаете о митрополите Филарете?

Документы

Из высказываний патриарха Московского и Всея Руси Алексия (1998):

Каждая эпоха являет нам свои образцы, каждое время богато своими святыми. Существует расхожее мнение, что мы живем в последние времена и что поэтому оскудела святость. Это в корне неверно: никогда не иссякала Русская земля святостью. В самые тяжелые периоды появлялись на Руси такие великие светильники веры, как преподобный Сергий Радонежский или преподобный Серафим Саровский. Их жизнь, их подвиг, обращенный прежде всего к людям, до сих пор зажигают и вдохновляют наши сердца. Сама личность святых вносит в нашу жизнь радость и свет.

Пустынник

Пустынник.
Художник М. В. Нестеров

В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями <...> Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки <...> В русской святости мы найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной русской культуры.

Из сочинений академика Д. С. Лихачева:

Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь»! Их произносили тогда, когда шли, ехали или плыли на богомолье, а делалось это вовсе не редко: шли поклониться образу, мощам, шли просто в святое место. Их вспоминали и тогда, когда, услышав недобрую весть с фронта или весть о недороде, стихийном бедствии, молились и верили: «Бог не допустит гибели Святой Руси».

Что же такое эта «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь» — это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, праведники, святые события истории Руси, это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, урочищами и предметами, а главное — «житиями» <...>

Среди святых Древней Руси — рядовые монахи, основатели монастырей и крупных, а иногда малоизвестных, церковные иерархи, князья-военачальники, князья — мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини, монахи, домохозяйки, дети-мученики, юродивые.

  1. Какие мысли и чувства вызывают у вас эти высказывания?
  2. Что вы понимаете под духовным подвижничеством, духовным возрождением ?
  3. Как вы думаете, почему столь высокую оценку авторы дают духовным подвижникам, их подвигам?
  4. Созвучны ли нашему времени эти мысли, убеждения? К чему они зовут каждого из нас?

 

Рейтинг@Mail.ru