Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 17. Славянофилы и западники

В первой половине XIX века в России формируются различные теории о путях и перспективах исторического развития русского государства. Граф С. С. Уваров и его теория официальной народности отражали и выражали самодержавную (государственную) точку зрения. Но возникли и иные идеологические направления. Наиболее заметными из них являлись течения славянофилов и западников.

А. С. Хомяков

А. С. Хомяков

Славянофилы. Славянофилы (греческое слово philia означает «любовь»), или, в буквальном смысле, «славянолюбы», появились в России в период царствования Николая I. Родоначальниками и наиболее известными деятелями этого течения являлись представители старинных дворянских фамилий. Это религиозный философ и писатель Аяексей Степанович Хомяков (1804-1860), братья Киреевские: религиозный философ Иван Васильевич (1806-1856) и фольклорист и публицист Петр Васильевич (1808-1856), публицисты братья Иван Сергеевич (1823-1886 ) и Константин Сергеевич (1817-1860) Аксаковы, философ Юрий Федорович Самарин (1819-1876).

К. С. Аксаков, П. В. и И. В. Киреевские

К. С. Аксаков, П. В. и И. В. Киреевские

Сосредоточением славянофильства стала Москва, где в гостиных барских особняков велись оживленные споры о России, ее историческом пути, ее месте в мире.

С конца XVIII века в политической жизни западноевропейских государств происходили резкие изменения: в результате революций уходили в прошлое неограниченные монархии, учреждались республики и парламенты.

Процесс изменения традиционных форм жизни и организации власти не обошел и Россию. Восстание декабристов в 1825 году стало ярким тому подтверждением. Людям, искренне любившим Россию, не допускавшим возможности насильственных изменений политического устройства страны, было отнюдь не безразлично, что ждет ее в будущем. Размышления на эту тему привели к формированию исторических и политических представлений славянофилов. Они распространяли их в книгах и периодических изданиях. Наиболее известными были газеты «Москвитянин», «Русь», «Молва», «День» и журнал «Русская беседа».

Славянофилы были высокообразованными людьми. Они прекрасно знали не только историю Отечества, но и стран Западной Европы. Сопоставляя их исторические судьбы и размышляя о судьбах Отечества, они пришли к выводу: Россия настолько самобытная страна, что у нее может быть только свой путь развития, ни на кого не похожий.

Уникальность исторического пути России они видели в традиционном отсутствии противоборства социальных групп, в крепком сословном построении общества, в существовании крестьянской общины, в приверженности подавляющего числа населения к православию. Они считали, что России предстоит объединить мировое славянство, она должна стать охранительницей православной христианской веры и монархии. Эта теория получила название панславизма.

Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии

Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии

Славянофилы отрицали необходимость введения в нашей стране парламентских учреждений европейского образца и выдвинули лозунг: народу — мнение, царю — решение. Власть монарха, по их представлениям, должна оставаться самодержавной, не зависимой ни от каких конституций. Вместе с тем они выступали за тесное единение монарха и народа. Поэтому славянофилы призывали возродить земские соборы в качестве органов народного волеизъявления.

Древняя, допетровская Русь представлялась славянофилам государством мирным и патриархальным, не знавшим социально-политической борьбы. Именно тогда, считали они, существовало единение государя и народа, земщины и власти. Резко отрицательно славянофилы относились к Петру I и его политике европеизации страны. Они были убеждены, что в начале XVIII века над нашей Родиной совершилось насилие. Ей навязали чуждые порядки, нормы и обычаи.

Императорская власть противопоставила себя земщине, государство встало над народом, а дворянство и интеллигенция оторвались от национальной почвы, пошли на поводу заграничных веяний и традиций. Все это, считали славянофилы, противоречит исконному народному духу.

По их мнению, Петр I расколол страну на два чуждых друг другу мира. Один — это русское крестьянство, в котором славянофилы видели основание всего общественного здания страны. Противоположный мир в их представлении олицетворяли чиновничество, дворянство и интеллигенция.

Славянофилы призывали к сближению с народом, к изучению его культуры и быта. Сами они немало сделали в этой области. Прежде всего собирали и публиковали памятники многовековой русской культуры и языка. Славянофилам Россия обязана первым сборником русских народных песен в обработке П. В. Киреевского и «Толковым словарем живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1801—1872). Именно славянофилы положили начало изучению бытовой культуры крестьянства, истории народных промыслов, ярмарок и т.д.

В. И. Даль

В. И. Даль.
Художник В. Г. Перов

Славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность введения различных приспособлений для усовершенствования условий труда. Высказывались за развитие торговли, промышленности, банковского дела, строительства сети железных дорог. Но при этом, считали они, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять прежде всего отечественных купцов и промышленников.

Гумно

Гумно.
Художник А. Г. Венецианов

В оценках славянофилов, которые считали себя хранителями традиций и культуры родного народа, было много верного. Их деятельность способствовала формированию самосознания русского народа, т. е. пониманию его места во всемирной истории. Однако славянофилы не стали союзниками царского правительства, не превратились в опору власти монарха. Слишком многое их разделяло.

Во-первых, они резко отрицательно относились к российской государственной системе с ее бюрократическим аппаратом, полагая, что государство проводит чуждую народу политику.

Во-вторых, их критика политики Петра I и его реформ не отвечала официальным представлениям. Никто из наследников царя-реформатора, занимавших престол и в XVIII, и в XIX веках, не ставил под сомнение важность и нужность петровских преобразований, хотя не всеми правителями они безусловно одобрялись. Однако, в соответствии с традицией, монархи публично не обсуждали политику своих венценосных предшественников.

В-третьих, власть и славянофилов, строивших порой совершенно нереальные планы, разъединяла суровая действительность, в условиях которой властям приходилось действовать и о которую разбивались самые увлекательные теории.

Западники. Наиболее известными западниками были философ Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), писатели Василий Петрович Боткин (1811-1869) и Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883), историки Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855), Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) и Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885).

Западники считали, что Россия должна идти тем же путем, что и западноевропейские страны. Изменения в стране необходимы, неизбежны, и чем быстрее в России «будет, как в Европе», тем лучше. Западников особенно привлекало общественное устройство Великобритании и Франции. Они беспощадно критиковали порядки в своей стране, требовали гражданских свобод и отмены крепостничества, негодовали по поводу самоуправства чиновников, ратовали за бурное развитие капитализма.

И. С. Тургенев и П. Я. Чаадаев

И. С. Тургенев и П. Я. Чаадаев

Если славянофилы порой идеализировали прошлое русского народа, видя в нем ориентир для будущего развития страны, то западники или, как их еще называли, русские европейцы не находили в историческом прошлом ничего поучительного: «все темно, все примитивно». По их представлениям, «свет прогресса» всегда шел в Россию с Запада, и поэтому они восторженно относились к деяниям Петра I. В эпохе царя-реформатора они видели время глубочайших преобразований российской жизни. Цена этих преобразований, проводимых порой насильственно, жестоко, с кровопролитием, их не интересовала.

Т. Н. Грановский

Т. Н. Грановский

«Русские европейцы» считали, что Великая французская революция 1789 года открыла новую эру в жизни человечества, но мало внимания обращали на то, что эта эра ознаменовалась массовыми убийствами и десятилетиями беспощадных войн. Восхищаясь благоустройством жизни в Великобритании, они не придавали значения тому, что могущество этой страны и благосостояние англичан во многом строились на разорении и ограблении колоний. Мощеные дороги в английских городах их завораживали, а гибель сотен тысяч людей от голода и болезней в подвластной Британской империи Индии оставалась вне поля их зрения.

В. П. Боткин

В. П. Боткин

Яркие лозунги французской революции — свобода, равенство, братство — стали ориентиром «русским европейцам». Свой интеллект, свою энергию они направили на пропаганду достижений парламентского устройства в Англии и Франции, на суровую критику общественных порядков в России. Они не выступали за революционное переустройство империи, а призывали неуклонно следовать политическому и экономическому опыту западных стран.

Вопросы и задания

  1. Какие течения общественной мысли сложились в России в 1830-1850-е гг.?
  2. Назовите проблемы, вокруг которых развернулась идейная борьба. Объясните, почему именно эти проблемы оказались в центре идейных споров.
  3. Для успешного развития страны требуется сохранение и развитие ее самобытных начал или заимствование опыта Западной Европы? Как на этот вопрос отвечали славянофилы и западники?
  4. На основе материала учебника и документов охарактеризуйте взгляды западников и славянофилов:
    1. особенности исторического пути России;
    2. роль верховной власти в России.
  5. Подумайте, какие из проблем, поднятых западниками и славянофилами, актуальны сегодня и почему. Чьи взгляды вы разделяете и почему?

Документы

Из сочинений К. С. Аксакова:

Русский народ не политический, он никогда не бунтовал за свои политические права. Это народ социальный, имеющий задачей внутреннюю жизнь, жизнь земную <...>

Россия — не Европа, и, до тех пор пока оно так, в ней невозможна революция <...> Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею.

Из сочинений П. Я. Чаадаева:

Обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества, мы ничего не восприняли из преемственных идей человеческого рода. Между тем именно на этих идеях основывается жизнь народов; из этих идей вытекает их будущее, исходит их нравственное развитие. Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого к нашим услугам история народов и перед нами плоды движения веков.

Из сочинений К. Д. Кавелина:

Не без некоторой зависти смотрим мы <...> на Западную Европу. И есть чему позавидовать! Сумела же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потребностям, идут с ними рука об руку, освещают, направляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах.

 

Рейтинг@Mail.ru