В какой форме глагол оканчивается на -ться, а в какой на -тся?
Сделайте вывод: когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда -ться?
Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в форме 3-го лица и в нём перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.
217. Прочитайте. Отгадайте загадку.
Три братца пошли на реку купаться.
Двое купаются,
А третий на берегу валяется.
Искупались, вышли —
На третьем повисли. (_о_о_ы_ _о)
Объясните написание глаголов с выделенными буквосочетаниями. Спишите первые два предложения.
Произнесите выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном. Одинаково ли они произносятся и пишутся?
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах - это орфограмма.
218. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы форму 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
Неопр. форма
здороваться
прощаться
извиниться
2-е лицо
здорова...ся
проща...ся
извиня...ся
3-е лицо
здорова...ся
проща...ся
извиня...ся
Запишите. Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали глаголы.
219. Прочитайте.
1. Рано утром на рассвет.. умываю(т, ть)ся мышата. 2. Надо, надо умыва(т, ть)ся по утрам и в..ч..рам. (К. Чуковский) 3. Дуб дождя и ветра вовсе не бои(т, ть)ся. Кто ск..зал, что дубу страшно простуди(т, ть)ся? (И. Токмакова) 4. Не спи(т, ть)ся, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
Для каких глаголов вы выберете букву т, а для каких буквосочетание ть? Объясните свой ответ.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
220. Прочитайте стихотворение Н. Забилы.
Вст..ёт стеною з..лотой,
В..лнуе..ся пш..ница,
И каждый кол..с нал..той
К земле готов склони..ся.
Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.
Озаглавьте текст. Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы.
222. А вы были в цирке, в зоопарке, на выставке экзотических животных? Поделитесь своими впечатлениями об увиденном. Составьте текст на эту тему. Придумайте к нему заголовок. Подготовьтесь рассказать составленный текст.
223. Прочитайте выразительно. Из какой сказки А. С. Пушкина этот отрывок?
Свет наш, солнышко! Ты ход..ш..
Круглый год по небу, свод..ш..
Зиму с тёплою весной,
Всех нас вид..ш.. под собой.
Аль откаж..ш.. мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Дайте совет другу: что нужно сделать, чтобы в данном тексте правильно написать безударные личные окончания глаголов?
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
224. Прочитайте загадки.
Во..т, свист..т, ветки лома..т, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р)
Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви. ..ся: лишь распуст..т птица хвост — и поднимемся до звёзд. (Р..к..т..)
Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т — пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)
Спишите две загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, выделите их личные окончания.
Найдите пары слов, которые могут сочетаться друг с другом по смыслу. Составьте из них нераспространённые предложения, употребляя глаголы в настоящем времени. Запишите.
226. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Сам не научишься — никто не научит.
Скорую работу не хвалят.
Перо пишет, а ум водит.
Срубленное дерево не вырастет.
Выполните устный и письменный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 1).
Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
227. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о глаголах настоящего и будущего времени» по плану:
Как различить глаголы настоящего и будущего времени? Как они изменяются?
Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
Как определить, к какому спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями?
228. Рассмотрите рисунки.
Определите тему текста, который можно составить по данным рисункам. Придумайте заголовок к тексту.
Продумайте содержание всего текста. Соотнесите содержание каждой части с рисунком.
Составьте план. Подберите слова для связи частей текста.
По плану и рисункам составьте текст. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный рассказ.