Русский язык
4 класс

Правописание глаголов в прошедшем времени

229. Прочитайте.

      Тут Сол..вей являть своё искусство стал:
      (За)щ..лкал, (за)св..стал
      (На)тысячу ладов, т..нул, (пере)л..вался;
      То нежно он (о)сл..бевал
      И томной вд..л..ке свирел..ю (от)д..вался,
      То мелкой дроб..ю вдру.. (по)роще (рас)сыпался.
      (И. Крылов)

  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.
  • Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

230. Прочитайте.

      Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,
      Трава (на)лугу ещё росы пила,
      А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.
      Слыш..тся, как (за)звенела пила.
      (Я. Козловский)

  • Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Вспомните! Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

Окончания глаголов в форме единственного
числа прошедшего времени

231. Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах.

  • Почему глаголы изменили свои окончания? Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
  • В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

232. Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от глаголов неопределённой формы?

  1. Лить — лил[ ], лил[а], лил[о], лил[и].
    Плыть - ..., ..., ..., ... .
    Спать - ..., ..., ..., ... .
  2. Начать — начал[ ], начал[а], ночал[о], начал[и].
    Понять — ..., ..., ..., ... .
  • Запишите глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
  • Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

    Обратите внимание! Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола и в основу слова не входит:

    233. Прочитайте.

        Всё загудело, всё блеснуло,
        Так стало шумно и светло!
        В лазури облако блеснуло,
        Как лебединое крыло.
        (В. Набоков)

    • Скажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о. Объясните. Укажите над ними часть речи.
    • Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?
    • Спишите. Выделите родовые окончания глаголов.

    234. Прочитайте скороговорки.

    1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
    2. Лариса у Бориса нарвал.. барбариса и компот из барбариса наварил.. для Бориса.
    • Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.
    • Найдите глаголы, состоящие из таких значимых частей:

      Выделите в них значимые части.

    • Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно, чётко и ясно произносить эти скороговорки.

    235. Прочитайте.

        Летний вечер. За лесами
        Солнышко уж село;
        На краю далёком неба
        Зорька заалела...
        (И. Суриков)

    • Запишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите синонимы к каждому глаголу.

    236. Прочитайте.

    Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). П..м..доры (покр..снеть). К..ртоф..ль (св..риться). См..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать). Т..л..фон (зазв..нить). Рад..о (заг..в..рить).

    • Запишите предложения без скобок, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Выделите в глаголах окончания.
    • Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите составленное предложение.

    237. Прочитайте выразительно.

        Ты меня заобижала,
        А скажи — зачем?
        Леденец в руке зажала,
        Я же весь не съем!
        Я просил совсем чуточек,
        Крошечку просил.
        Осторожно уголочек
        Я бы откусил...
        (И. Токмакова)

    • О чём эти строки? Какое чувство у вас возникло?
    • Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
    • Выпишите глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите их род.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    238. Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе - по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

    239. Прочитайте.

    • Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени. Сравните написание букв перед суффиксами -ть и в данных глагольных формах.

    Обратите внимание! Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний [-о], [-а] или окончания [-и] во множественном числе:

    В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы:

    240 Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

    Слышать, растаять, поздравить, ответить, увидеть, ужалить, чистить, наклеить.

  • Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания. Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л.

      241 Прочитайте.

      У древних греков был хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши собирались в долине около города Олимпии. Они состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Этот обычай был священным. В день начала Олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война — спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.

      (Дж. Родари)

      • Дошёл ли до наших дней славный обычай древних греков?
      • Напишите ответы на вопросы:
        1. Где проходили Олимпийские игры?
        2. Кто в них участвовал?
        3. В чём состязались юноши?
        4. Почему обычай проводить Олимпийские игры был для греков священным?

      242 Нравится ли вам заниматься спортом? А каким видом спорта вы увлекаетесь? В каких спортивных соревнованиях вам приходилось участвовать? Расскажите о своих спортивных достижениях.

      • Составьте текст на любую спортивную тему. Придумайте к нему заголовок. Вы можете воспользоваться для составления текста любыми из данных тем: «На школьной олимпиаде», «Шайбу! Шайбу!», «Ура! Гол!», «Как красиво фигурное катание!», «Заниматься мне гимнастикой не лень!».
      • Подготовьтесь рассказать составленный текст.

  • Рейтинг@Mail.ru