Русский язык
4 класс. Часть 1

Правописание слов с буквами Ь и Ъ

Разделительный твёрдый знак

Пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я:
подъехал, съёжился, предъюбилейный, объяснил

Мягкий знак

1.    Разделительный пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и:

(о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи

2.   Показатель мягкости предшествующего согласного звука:

жизнь, апельсин

3.   Показатель формы женского рода имён существительных:

рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих)

Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука [й'] и последующего гласного звука.

106. Вспомните по таблице «Правописание слов с буквами Ь и Ъ», какую роль выполняют в словах буквы мягкий знак и твёрдый знак.

  • Составьте сообщение по таблице и плану:
    1. Какую «работу» может выполнять в слове буква мягкий знак (ь)? твёрдый знак (ъ)?
    2. Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь), а когда — твёрдый знак (ъ)?
  • Выпишите из таблицы слова с мягким и твёрдым знаками. Приведите свои примеры на эти правила.

107. Прочитайте.

    В доме отдыха — плакат.
    Объявления висят:

      «Въезд машинам запрещён,
      Чтоб не портили газон!»

    «Около подъезда
    Песни петь не место!»

      «В семь часов у нас подъем.
      А не ночью! И не днём!»
      (А. Усачёв)



  • Выпишите из предложений слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки.
  • Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделите в нём корень.
  • Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв. А сколько букв и звуков в других словах?
  • Обсудите: какие ещё объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.

108. Прочитайте две группы слов.

  1. Сер..ёзный, раз..езд, с..едобный, необ..ятные, птич..и, вз..ерошенный, об..явление, обез..янка, сем..я, под..ёмный, с..ёмка, с..ёжился, варен..е, в..ехал.
  2. Забавная ..., железнодорожный ..., ... следы, ... в гору, ... кран, ... разговор, ... гриб, ... просторы, ... воробей, ... об экскурсии, ... фильма, вкусное ..., дружная ..., ... от холода.
  • Составьте словосочетания, выбирая подходящие по смыслу слова из первой и второй групп.
  • Запишите составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.

Образец. Серьёзный разговор, ... .

109. Произнесите слова.

  • Что общего в произношении данных слов?
  • Спишите, заменяя звуковые обозначения буквами. Объясните, как можно перенести данные слова с одной строки на другую.

110. Прочитайте. Составьте из частей текст.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

(Ю. Дмитриев)

  • Определите тему и главную мысль составленного текста, подберите к нему заголовок.
  • Какого типа этот текст: описание или повествование? Прочитайте предложения, где даётся описание птенца.
  • Составьте план текста и напишите изложение по этому плану.

Рейтинг@Mail.ru