Русский язык
4 класс. Часть 1

Что такое части речи?

Вспомните! Части речи бывают самостоятельные и служебные.

  • Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

111. Прочитайте. Назовите сказку.

      Жил старик со своею старухой
      У самого синего моря;
      Жили они в ветхой землянке
      Ровно тридцать лет и три года.
      (А. Пушкин)



  • Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.
  • Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении.

112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

      Стоит дуб,
      ... дубу двенадцать гнёзд,
      ... каждом гнезде
      ... четыре синицы.
      ... каждой синицы
      ... четырнадцать яиц:
      семь беленьких ... семь чёрненьких. (К_л_нд_р_)

  • Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке.

двена́дцать

Самостоятельные части речи

Часть речи

Что обозначает

На какой вопрос отвечает

Имя существительное

Предмет

кто? что? (ученица, книга)

Имя прилагательное

Признак предмета

какой? (интересный)
какое? (высокое)

Имя числительное

Количество или порядок предметов при счёте

сколько? (семь) который? (пятый)

Глагол

Действие или состояние предмета

что делать?
(читать)
что сделать?
(вспомнить)

Местоимение

Указывает
на предмет, но
не называет его

кто? он (мальчик) что? он (дуб)

113. Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.

  • На какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные? имена прилагательные? глаголы?
  • Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.

114. Прочитайте. Спишите.

Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками.

(Е. Русаков)

  • Найдите в предложениях изученные части речи и скажите, на какой вопрос отвечает каждое из них.

Грамматические признаки частей речи

Признаки частей речи

Изменение частей речи

Собственные, нарицательные

Одушевлённые, неодушевлённые

Число

Единственное Множественное

Изменяются по числам

Падеж

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Изменяются по падежам

Род

Мужской Женский Средний

Изменяются по родам

Время

Настоящее
Прошедшее
Будущее

Изменяются по временам

Лицо

1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)

115. Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? Приведите примеры.

  • Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо?
  • Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? местоимения 3-го лица?
  • Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?

116. Прочитайте.

      Что такое вышина?
      Тучи, ветер, тишина,
      А за тучами гуляют
      Солнце, звёзды и луна.
      Эту чудную картину
      Я увидел из окна!
      (Ю. Мориц)



  • А как бы вы ответили на вопрос первого предложения? Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?
  • Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?
  • Спишите. Укажите род имён существительных.

117. Прочитайте.

  1. Доброе, два, дело, живёт, века.
  2. Он, а, ты, бьёт, развесил, баклуши, уши.
  3. Пёс, не, старый, ветер, на, лает.
  4. Не, имей, друзей, сто, рублей, а, имей, сто.
  • Все ли изученные части речи есть среди данных слов? Объясните свой ответ.
  • Составьте из слов каждой группы предложения-пословицы. Запишите их.
  • Укажите знаком , с какими словами связаны по смыслу имена прилагательные и имена числительные.

118. Прочитайте.

1. На путях я вижу сорок резво скачущих сорок. 2. Снежное покрывало всё поле покрывало. 3. Рабочий пришёл в заводской цех. Начался рабочий день. 4. Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.

  • Чем интересны выделенные слова? Какой частью речи является каждое из них?

119. Прочитайте. Спишите.

      Цветная вьюга листопада —
      Предзимья пышный карнавал.
      (Л. Татьяничева)



  • Как вы поняли эти поэтические строки? Какую картину вы представили?
  • Укажите над именами прилагательными род.

120. Прочитайте.

В М..сковском Кр..мле бер..жно хр..нится память о древних вр..менах. Ст..ит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской ст..рины созданы руками ч..десных м..стеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол — ..тец и сын Моторины.

  • Найдите имена собственные. Что они обозначают?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая заглавную букву в именах собственных.
  • Какие древние памятники есть в вашем городе (посёлке)? Составьте о них текст.

121. Прочитайте выразительно.

      Часы идут за днями дни.
      Часы бегут за веком век...
      — Куда торопитесь, часы? —
      Спросил однажды человек.
      Часы ужасно удивились.
      Задумались. Остановились.
      (А. Усачёв)



  • Найдите в предложениях многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
  • Выпишите из предложений глаголы. Укажите время каждого глагола.

122. Прочитайте.

Кто что умеет

1. Сурок — мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.

(Н. Сладков)

  • Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Укажите время других глаголов.
  • Устно образуйте формы времени от выделенных глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

Произносите слова правильно:

      шесть [т']
      шестнадцать [сн]
      семь [м']
      семнадцать [м]
      восемь [м']
      восемнадцать [м]

123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).

  • Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.

оди́ннадцать шестна́дцать два́дцать

Рейтинг@Mail.ru