Русский язык
4 класс. Часть 1

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Правописание гласных и согласных в корне слова

89. Рассмотрите схему «Правописание гласных и согласных в корне слова». В чём сходство и различие в подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком, с непроизносимым согласным звуком в корне?

  • Почему надо проверять слова, в которых есть такие орфограммы?
  • Выпишите из таблицы сначала слова с проверяемыми орфограммами, а затем слова с непроверяемыми орфограммами.

90. Прочитайте. Что обозначает выделенное словосочетание?

1. Сп..шите это ст..хотворение. П..шите аккуратно, но не сп..шите. 2. Железо раск..лилось докрасна. Полено быстро раск..лолось надвое. 3. Дверь начала скр..пёть. Бочку надо скр..пить железным обручем. 4. Отворите шире ворота. Отв..рите картофель в мундире. 5. Кот медленно сл..зал с осины. Котёнок сл..зал всю сметану.

  • Объясните написание слов с пропущенными орфограммами. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

желе́зо

91. Прочитайте.

Ст..яла ос..нь в со(н,лн)це и туманах. Сквозь обл..тевшие леса были в..дны д..лёкие облака и синий густой воздух. По н..чам в зарослях вокру(к,г) нас шевелились и др..жали ни(з,с)кие звёзды.

(К. Паустовский)

  • Спишите, выбирая из скобок нужные буквы и вставляя пропущенные буквы.
  • Выпишите любое слово с пропущенной буквой в корне, а перед ним запишите проверочное слово.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

92. Прочитайте.

      Сев в такси,
      Спр(а,о)сила такса:
      За проез(т,д)
      Какая такса?

      А в(о,а)дитель:
      — Дене(к,г) с так(с,з)
      Не берём совсем.
      Вот так-с!
      (Я. Козловский)

  • Спишите, выбирая букву из скобок. Объясните написание этих слов.
  • Что обозначают выделенные слова? Как называются такие слова в русском языке?

93. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокорен-ное слово, от которого оно образовалось.

Под..рожник — д..рога, п..сочница, ж..лток, побережье, ж..лезка, з..йчонок, г..р..зонтальный, б..бл..отекарь, м..дв..жонок, к..л..ндарик, ст..личный, х..зяйка, ж..лание, адр..сат, уж..нать, ..г..родник, пш..ничный, ..решник.

  • Запишите пары однокоренных слов, всталяя пропущенные буквы. Выделите в них корень.
  • В корнях каких слов происходит чередование согласных звуков? Подчеркните двумя чертами чередующиеся согласные в корне слов.

94. Прочитайте загадку.

      Вле[с] на стол он из-под ла[ф]ки,
      Осм[а]трелся на подста[ф]ке,
      Ги[п]ким хвостиком ви[л']нул,
      Скла[т]ки с галстука сл[и]знул.
      (Т. Белозёров)

  • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами. Объясните свой выбор.
  • Докажите, что вы записали предложение с однородными членами. Подчеркните в нём грамматическую основу.

95. Прочитайте.

Сердце, улыбка, далёкий, солома, лёгкий, мышь, тростник, ночлег, ловкий, площадка, молчун, дорожка, варенье, кровать, человек, семья, скользкий, лестница, лисичка, сластёна, длинный.

  • Найдите в каждом слове изученные орфограммы и объясните, как вы их определили.
  • Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.
  • Обсудите, в какие группы можно распределить данные слова в зависимости от правила правописания.

96. Произнесите слова по их звуковым обозначениям.

  • Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать слова буквами?
  • Запишите данные слова. Проверьте себя.

97. Прочитайте загадку.

      Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное р содержит он И называется... (перрон).
  • Запишите слово-отгадку. Что обозначает слово вокзал?
  • А теперь назовите слово, которое имеет значение «поезд, идущий на большие расстояния с большой скоростью». Проверьте себя по толковому словарю. Запишите это слово, запомните его написание.
  • Составьте по рисунку предложения или текст, используя в них слова вокзал, пассажиры, пассажирский, перрон, экспресс.

вокза́л пасса́ пассажи́рский

98. Прочитайте.

      коллектив
      колледж
      программа
      территория
      телеграмма
      бассейн
      терраса
      антенна
      аппетит



  • Объясните лексическое значение данных слов. Запишите слова по алфавиту. Подчеркните в них удвоенные согласные.

99. Прочитайте.

      Поздняя осень. Грачи улетели,
      Лес обнажился, поля опустели.
      Только не сжата полоска одна...
      Грустную думу наводит она.
      (Н. Некрасов)



  • В каком предложении выражена тема поэтических строк, а в каком — главная мысль?
  • Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

В латинском языке есть слово терра, что означает «земля». От этого слова произошли слова: территория — земельное пространство с определёнными границами; терраса — горизонтальная площадка на склоне местности или летнее открытое помещение в доме в виде пристройки; террарий (террариум) — специальный ящик с землёй, песком для содержания змей, ящериц.


100. Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов могут быть корнем? приставкой? суффиксом?

  • Вспомните, что надо знать о правописании приставок и суффиксов.
  • Подберите и запишите слова с какими-либо из данных значимых частей.

101. Прочитайте.

Нездоровый, несчастье, недалеко, неделя, небольшой, невесёлый, невежда, небогатый, нежность, неаккуратный, небо, негромко, неправда.

  • В каких словах не является приставкой, а в каких - частью корня?
  • Выпишите слова с приставкой не-, выделите приставку.
  • Подберите к каждому слову с приставкой синоним и антоним.

Правописание суффиксов

102. Рассмотрите схему «Правописание суффиксов». Подберите свои примеры на эти правила. Запишите их.

биле́т

103. Прочитайте.

      друг —> дружок —> дружочек
      нож —> ножик —> ножичек
      петух —> петушок —> петушоч..к
      ковш —> ковш..к —> ковш..ч..к



  • Какое слово от какого образовалось? Объясните написание выделенных и пропущенных букв.
  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них суффиксы.

Обратите внимание! Чередование согласных звуков может происходить:

  • в корне: друг — дружок, петух — петушок;
  • в суффиксе: ножик - ножичек, цветок - цветочек.

104. Прочитайте. В какой значимой части слов пропущены орфограммы?

Мал..нький, лёг..нький, ельн..к, берёз..нька, олен..нок, еж..нок, зайчата, пуш..стый, корабл..к, овраж..к, учит..ль, сказ..чка, смел..сть, ут..та, библиотекарь, крюч..к, мяч..к, билет..к.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
  • Выделите в словах суффиксы.

105. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

(В)реке Амур шла кета. (На)бер..г (с)пустилась медвед..ца (с)медвеж..нком и стала л..вить рыбу. Она (вы)хватывала (из)воды крупных рыбин и швыряла их (через)спину (на)п..сок. Рыбины били хв..стами, (до)бирались (до)воды и (у)х..дили в реку. Медвежонок бегал и (под)талкивал их (к)воде. Но вот медвед..ца (о)гл..нулась, с..рдито рявкнула...

(Т. Белозёров)

  • Соотнесите текст и рисунок. Как понять смысл первого предложения? Почему автор употребил глаголы швыряла, а не кидала; рявкнула, а не крикнула?
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные в словах буквы. Подчеркните предлоги, выделите в словах приставки.
  • Закончен ли текст? Придумайте его продолжение.

Рейтинг@Mail.ru