Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Нравственная культура

В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).

Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим различные фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в реальной практике нравственной жизни.

Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам.

Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания общесоциумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление называется параличом эмпатии, т. е. сопереживания).

Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобретают у него демонстративный и приспособленческий характер (социальная мимикрия) и не затрагивают действительного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием содержания общественной жизни.

Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играют разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей мироздания, которые закрыты для повседневного опыта профессиональной специализации, ограничений социального статуса. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей мирового культурного опыта.

    Основные понятия: нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал.

    Термины: этические категории, моральное сопротивление.

Рейтинг@Mail.ru