Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Мир моральных категорий

Древнейшими моральными категориями являются добро и зло. Эти категории возникли в период раннего матриархата и первоначально обозначали внешние силы, благоприятные либо враждебные человеку. Содержание этих категорий заметно меняется от эпохи к эпохе. Например, различаются оценка убийства в разные исторические эпохи - от древности до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории.

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.

Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно лидер германских нацистов Адольф Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей». Манипуляция личностью возможна лишь при условии «отключения» совести. Деградация личности всегда начиналась с проявления бессовестности.

Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социализированности личности и связанной с нею нравственной чуткости.

Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Названные категории способствуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности, контролируя развитие личностей реальных.

Честь и достоинство предполагают фиксацию некоторых неотъемлемых черт - прав личности, посягательство на которые служит основанием для морального сопротивления и оправдывает его. Несомненно, что набор неотъемлемых качеств различных классов, сословий и других групп и сама идея чести как способ отнесения к той или иной группе имеют конкретные исторические истоки (например, понятие дворянской чести).

Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Так, гедонистическая этика усматривает счастье в наслаждениях, религиозная - в спасении, потребительская - в деньгах и вещах. Если исходить из того, что человек - творческое социальное существо, то счастье для него состоит в творческом развитии личности, содержательном труде и полноценном человеческом общении. Понятно, что подобная установка ориентирует человека на непрерывный и активный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает ощущение дискомфорта.

Наконец, моральный идеал - это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он выделяет прежде всего несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551-479 до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли философа, нельзя ответить на вопрос «Что такое человек?», не отвечая на вопрос «Каким он должен быть?»

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru