|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕМир моральных категорийДревнейшими моральными категориями являются добро
и зло. Эти категории возникли в период раннего матриархата
и первоначально обозначали внешние силы, благоприятные
либо враждебные человеку. Содержание этих
категорий заметно меняется от эпохи к эпохе. Например,
различаются оценка убийства в разные исторические эпохи
- от древности до современности - или отношение
к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды
истории.
В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества. Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины. Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно лидер германских нацистов Адольф Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей». Манипуляция личностью возможна лишь при условии «отключения» совести. Деградация личности всегда начиналась с проявления бессовестности. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социализированности личности и связанной с нею нравственной чуткости. Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Названные категории способствуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности, контролируя развитие личностей реальных. Честь и достоинство предполагают фиксацию некоторых неотъемлемых черт - прав личности, посягательство на которые служит основанием для морального сопротивления и оправдывает его. Несомненно, что набор неотъемлемых качеств различных классов, сословий и других групп и сама идея чести как способ отнесения к той или иной группе имеют конкретные исторические истоки (например, понятие дворянской чести). Категория счастья фиксирует переживания человека,
удовлетворенного своей деятельностью, своим положением
и открывающимися перспективами. История знает самые
различные трактовки счастья. Так, гедонистическая этика
усматривает счастье в наслаждениях, религиозная - в спасении,
потребительская - в деньгах и вещах. Если исходить
из того, что человек - творческое социальное существо,
то счастье для него состоит в творческом развитии
личности, содержательном труде и полноценном человеческом
общении. Понятно, что подобная установка ориентирует
человека на непрерывный и активный процесс жизнедеятельности;
его остановка по тем или иным причинам
немедленно создает ощущение дискомфорта.
Наконец, моральный идеал - это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности. Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он выделяет прежде всего несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551-479 до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли философа, нельзя ответить на вопрос «Что такое человек?», не отвечая на вопрос «Каким он должен быть?»
|
|
|