Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Проверьте себя

  1. В чем состоит отличие принципов морали от моральных норм?
  2. Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
  3. Чем мораль отличается от нравственности?
  4. Какие вопросы решает этика?
  5. Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
  6. Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оценивают содержание того или иного художественного произведения (оперы, песни, пьесы, романа, кинофильма, телесериала) с точки зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся, что главная героиня любит человека сомнительных занятий; в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией главарей преступного клана; многие вполне добропорядочные люди с восторгом поют «Мурку». Чем, по вашему мнению, объясняется феномен отступления морали перед искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор со своей совестью?

2. Используя справочную литературу, объясните отличие индивидуализма от эгоизма.

3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести и достоинства личности в суде. Почему компенсация причиненного морального ущерба имеет, как правило, денежное выражение?

4. Известный английский философ Томас Гоббс ( 1588-1679) в своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую природу человека, которая, по его мнению, в условиях цивилизации лишь углубляется и усложняется.

Сотрудничество людей друг с другом он усматривал преимущественно с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции весьма странным представляется случай, когда философ подал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что, дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгоистического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?

Поработайте с источником

Прочитай те отрывок из работы русского философа Семена Людвиговича Франка (1877-1950).

Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годности человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства... На первый взгляд могло бы показаться, что проблема личной годности сводится к проблеме технического умения, т. е. соответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действительно, безусловно искренне и добросовестно, из глубины своего духа верить в определенную цель и хотеть ее.

Уже умение достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей - умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, - прежде всего чувства личной ответственности, мужества, привычки к независимому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хотение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубокую духовно-нравственную культуру личности.

... Из этого следует один решающий вывод: личная годность общественного работника предполагает свободное развитие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на определенное дело, не были подлинно производительными и солидными верными работниками.

<... > Мы приходим к простому и, в сущности, общеизвестному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера - не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, - возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единственная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего существа человека.

Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство //
Семен Франк. Непрочитанное. - М., 2001. - С. 261 - 263.

Вопросы и задания к источнику

  1. Почему, на ваш взгляд, проблема «ЛИЧНОЙ ГОДНОСТИ» не сводится лишь к обретению «технического умения»? Объясните причину изначальной ограниченности «технического умения».
  2. Какие нравственные качества необходимы, на взгляд философа, для успешной деятельности?
  3. Автор утверждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело люди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
  4. Что такое нравственная вера? Какова ее роль в жизни? Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

Рейтинг@Mail.ru