Учебник для 11 класса

ОБЖ

       

§ 9. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться в борьбе с терроризмом как внутри собственной страны, так и за пределами её территории.

Подразделения и воинские части Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции.

Они имеют право применять боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» Вооружённые Силы Российской Федерации в борьбе с терроризмом могут применяться для:

  • пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
  • пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
  • участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О противодействии терроризму»;
  • пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Вооружённые Силы Российской Федерации использовались во время контртеррористических операций на Северном Кавказе в 1994-1996 и 1999-2001 гг. Это было сделано во избежание роста потерь среди мирного населения и для предотвращения общей дестабилизации обстановки, сложившейся в этом регионе.

Пресечение террористических актов в воздушной среде

Вооружённые Силы Российской Федерация применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта указанного воздушного судна путём принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полёта указанного воздушного судна путём его уничтожения.

В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта указанного воздушного судна путём его уничтожения.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства.

В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооружённых Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) применяется для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения.

Выводы

  1. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта.
  2. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
  3. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Вопросы

  1. В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта воздушного судна путём его уничтожения?
  2. Для решения каких задач в борьбе с терроризмом могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации?
  3. В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие военных кораблей для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения?

Задания

  1. Подготовьте краткое сообщение по использованию Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
  2. Подготовьте с помощью Интернета и раздела «Дополнительные материалы» небольшое сообщение о международном сотрудничестве нашей страны в области противодействия терроризму.

Дополнительные материалы к § 9

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации

(Извлечения)
IV. Международное сотрудничество
в области противодействия терроризму

48. Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

49. Российская Федерация ведёт работу, направленную на подтверждение центральной, координирующей роли Организации Объединённых Наций в деле международного сотрудничества в области противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области, на эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии.

50. Основные усилия Российской Федерации в рамках международного антитеррористического сотрудничества должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

    а) выявление и устранение пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом;

    б) продвижение российских международных инициатив в области противодействия терроризму, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнёрства государств и бизнеса в противодействии терроризму;

    в) обеспечение эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнёрами по антитеррористической коалиции;

    г) осуществление практических мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, недопущение передвижения субъектов террористической деятельности через государственные границы, противодействие распространению террористической пропаганды и идеологии, оказание содействия жертвам терроризма.

Рейтинг@Mail.ru