Учебник для 11 класса

ОБЖ

       

§ 8. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму

Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. Государственным законодательством определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

  • выполнять задачи при любых вариантах развёртывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения; при этом основное внимание должно быть уделено готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;
  • принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах;
  • привлечь силы и ресурсы гражданской обороны для выполнения отдельных работ в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В целях ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов силы гражданской обороны могут проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций (крупномасштабный террористический акт - это чрезвычайная ситуация социального характера), оказывать гуманитарную помощь населению, пострадавшему от террористического акта.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся с целью срочного оказания помощи пострадавшему населению, а также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации последствий террористического акта.

Рис. Сотрудники МЧС участвуют в ликвидации последствий взрыва террористами электропоезда Кисловодск — Минеральные Воды. Декабрь 2003 г.

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации в лечебные учреждения.

Неотложные работы проводятся в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности. Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ.

Гуманитарная помощь пострадавшему населению

Гуманитарная помощь в основном предназначена:

  • для обеспечения выживания наибольшего числа людей, пострадавших от теракта;
  • для сохранения их здоровья;
  • для восстановления в кратчайшие сроки работы служб жизнеобеспечения;
  • для восстановления пострадавшей инфраструктуры;
  • для возрождения экономической деятельности.

Руководство гражданской обороной

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Основными документами государственной политики в области гражданской обороны определено, что координацию деятельности органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с возложенными на него полномочиями.

МЧС России реализует комплекс мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности по следующим основным направлениям:

  • минимизация (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему условий, в том числе по обеспечению защищённости потенциально опасных объектов от террористических посягательств;
  • планирование мероприятий по применению и подготовке сил и средств в борьбе с терроризмом.

Так, например, во взаимодействии с силовыми министерствами в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах созданы группировки сил и средств, включающие силы гражданской обороны.

Ежеквартально уточняется состав объединённых сил и средств, переданных в оперативное подчинение руководителю объединённой группировки войск (сил) в составе спасательных воинских формирований МЧС России, выделенных для ликвидации последствий террористических актов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа с задачей планирования операций по предупреждению, пресечению и минимизации последствий террористических актов.

В 2012-2013 гг. в МЧС России продолжалась работа по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности.

Чтобы представить себе масштабы этой работы, приведём в качестве примера информацию о некоторых мероприятиях, проводимых в течение последнего времени.

При взаимодействии с силовыми министерствами в Северо-Кавказском федеральном округе создана группировка сил и средств, включающая воинские части, подразделения и органы управления Северо-Кавказского и Южного региональных центров МЧС России. Также сформирована группировка сил и средств территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.

В 2012 г. силы и средства МЧС России принимали участие в более чем 300 антитеррористических учениях совместно с ФСБ России, МВД России, Минобороны России.

В том же году силы и средства МЧС России неоднократно привлекались к ликвидации последствий проявлений террористического и экстремистского характера на территории Северо-Кавказского федерального округа (в том числе в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Чеченской, Кабардино-Балкарской), а также при ликвидации последствий террористического акта в аэропорту «Домодедово».

Рис. В контртеррористической операции в Беслане участвовали представители разных ведомств. Сентябрь 2004 г.

Выводы

  1. В настоящее время силы гражданской обороны принимают непосредственное участие в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.
  2. В целях ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов силы гражданской обороны могут проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне поражения.
  3. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
  4. МЧС России постоянно совершенствует свою деятельность в вопросах предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности.

Вопросы

  1. Какова роль гражданской обороны в области защиты населения от терроризма?
  2. Какие основные мероприятия проводятся во время аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах поражения?
  3. Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственную политику в области гражданской обороны?

Задание

Подберите в средствах массовой информации или Интернете характерный пример участия МЧС России в ликвидации последствий террористического акта. Оцените роль МЧС России в защите населения от терроризма.

Дополнительные материалы к § 8

Структура МЧС

В систему МЧС России входят:

  • центральный аппарат;
  • территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
  • федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы;
  • спасательные воинские формирования МЧС России;
  • Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;
  • аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создаётся российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Рейтинг@Mail.ru