Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 28

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад. В то время наша планета уже благоухала разнообразными цветами. Чтобы не затеряться и не сгинуть среди тысяч других видов, орхидеям в борьбе за на-секомых-опылителей пришлось проявить чудеса изобретательности.

Чтобы заинтересовать пчёл, живущая на деревьях во влажных тропических лесах Бразилии орхидея привлекает их сильным дурманящим ароматом, потчует наркотическим средством, а затем «макает» в собственную ванну, чтобы задержать их и насильно заставить опылить цветок.

Принуждает трутней поработать на себя и другая южноамериканская орхидея. Привлекая трутней, эти цветы выделяют одурманивающий нектар с сильным приятным запахом ванили. Обездвиженная пчела падает в ловушку, представляющую собой вертикально направленную губу с двумя роговидными выростами в середине. Трутень скатывается по губе вниз и натыкается на рыльце пестика, производя опыление. За эти роговидные выросты на губе этот вид орхидей назвали «маленькими бычками». Их крупные цветки выглядят необычно и устрашающе, напоминая череп копытного животного.

Другой способ привлечения опылителей основан на имитации облика и запаха самки того же вида. У многих европейских орхидей цветки своим размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых.

Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах. Их цветки имитируют форму и расцветку медоносов, хотя и не содержат нектара. Бабочки, привлечённые видом цветка, пытаются пить несуществующий нектар и при этом опыляют растения.

Мух орхидеи научились обманывать, подсовывая свои цветки вместо протухшего мяса. Некоторые орхидеи в Африке, азии и Австралии имеют мясистые, красно-коричневые цветки с отвратительным запахом. На мух приглашение такого рода действует незамедлительно и безотказно.

Так, используя разные уловки и хитрости, орхидеи вовлекли в круг своих опылителей самых разных животных и распространились от тропиков до Полярного круга. (269 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Орхидеи начали активно развиваться 40 миллионов лет назад

2 - Бразильская орхидея привлекает пчёл сильным дурманящим ароматом и заставляет опылять цветок

3 - Южноамериканская орхидея заманивает трутней нектаром с сильным приятным запахом ванили и также обеспечивает опыление

4 - У многих европейских орхидей цветки своим размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых

5 - Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах

- Такие уловки способствовали распространению орхидей

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Когда я увидел где-то на городской стене первую афишу, извещавшую петербуржцев, что на Комендантском скаковом поле в 11 часов утра 21 апреля 1910 года знаменитый французский авиатор Губерт Латам продемонстрирует желающим своё удивительное и героическое искусство, всем окружающим стало сразу же ясно, что в этом особом случае удерживать меня нельзя. (2) Не пустить меня на этот «полёт» — значило бы буквально убить меня, пустить же — означало поехать туда со мной.

(3) ...Самолёт стоял прямо перед нами, но довольно далеко; только в бинокль мамы можно было видеть, как ползают под ним и по нему чёрненькие фигурки, как кто-то садится в его пилотскую «гондолу», что-то делает в ней, крутит колёсико штурвала, укреплённое на левом борту, опять выскакивает, опять садится... (4) Время от времени одна из фигурок подходила к поблескивающему на носу полотняной воздушной лодочки пропеллеру, бралась за него, делала резкое усилие. (5) Пропеллер вздрагивал, судорожно раскачивался, сливался вдруг в прозрачный круг и снова останавливался... (6) Над машиной поднималось лёгкое облачко сизоватого дыма, до трибун сначала доходило всем знакомое уже по автомобилям фырканье мотора, а потом лёгкий, тёплый ветер доносил до нас запах, странный, пресный, то ли тошный, то ли чем-то очень приятный, — запах горелого касторового масла. (7) Вероятно, только в носах таких мальчишек двадцатого века, как я, этот смрад отлагался уже основной нотой будущих воспоминаний: стоит только мне услышать или произнести слово «авиация», и запах этот через полстолетия возникает во мне, неотразимый и неотвратимый, притягательный, тревожный запах марсианского мира техники...

(8) Прошёл полдень. (9) Заполненные до отказа трибуны гудели, как целая пасека титанических ульев. (10) А уйти было и немыслимо, потому что жёлтая полотняная птичка «Антуанетта» — неудачный по конструкции, но очень изящного очертания аэроплан, похожий в полете сразу и на стрекозу, и на птеродактиля, — не оставалась ни минуты спокойной.

(11) Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ... (12) Под нарастающий гул трибун «птеродактиль» всё быстрее и быстрее пускался бежать туда, к Коломягам...

(13) Вот сейчас, вот ещё чуть-чуть...

(14) Стоп! (15) Покачиваясь, машина останавливалась. (16) Её разворачивали, волокли обратно, и опять всё начиналось заново...

(17) Солнце пошло к закату, как вдруг жёлтый беспомощный аэроплан заревел по-новому, мужественным, решительным рычанием. (18) Как и во все предыдущие разы, он, подпрыгивая на неровностях почвы, побежал туда, на запад, в сторону заката, и между его колёсика-ми и травой образовался узенький зазор. (19) Он расширился. (20) Под машиной открылись холмы у Коломяг...

(21) Это продолжалось считанные секунды, не больше одной или двух минут. (22) Силы природы возобладали над силами человеческого гения; Латам поднялся, может быть, метров на двадцать, пролетел не более ста или полутораста метров, и вдруг, потеряв летучесть, но не присутствие духа, «планирующим спуском» вернулся на землю.

(23) Десятки тысяч питерцев, с рёвом неистового восторга, смяв всякую охрану, захватив в свою вопящую, рукоплещущую на бегу массу солдат стартовой команды, и горстку французов, и русских членов аэроклуба, и разнаряженных дам, и карманных воришек, и разносчиков съестного, неслись по влажной весенней траве туда, где торопливо, видя это приближение и ещё не понимая, к чему оно, то выскакивал наружу, то вновь испуганно вжимался в свою маленькую гондолу мсье Губерт Латам. (24) Восторженная публика, как победителя-спартанца, несла на руках Латама, не понимавшего, за что ему выпала такая честь, а сзади студенты несли на руках самолёт. (25) А в газетах 1910 года пестрели заголовки: «Неудачный полёт», «Фиаско Латама» и т. п.

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «в газетах 1910 года пестрели заголовки: «Неудачный полет», «Фиаско Латама»?»

  1. После неудачного полёта самолёт был поломан.
  2. Пресса ожидала более длительного и зрелищного полёта, произошедшее её не впечатлило.
  3. Полёт доказал, что самолёт «Антуанетта» имел неудачную конструкцию.
  4. Латам не был умелым пилотом.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «смяв» (предложение 23).

  1. сломив сопротивление
  2. обратив в бегство
  3. сделав мятой, неровной
  4. завоевав

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

  1. Пропеллер вздрагивал, судорожно раскачивался, сливался вдруг в прозрачный круг и снова останавливался...
  2. Заполненные до отказа трибуны гудели, как целая пасека титанических ульев.
  3. Солнце пошло к закату, как вдруг жёлтый беспомощный аэроплан заревел по-новому, мужественным, решительным рычанием.
  4. Восторженная публика, как победителя-спартанца, несла на руках Латама, не понимавшего, за что ему выпала такая честь, а сзади студенты несли на руках самолёт.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СЪЕСТНОГО (предложение 23) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове МЯГКОЙ (предложение 11) нет звука [г].
  3. В слове ПУСТИТЬ (предложение 2) мягкость согласного [с’] появляется в результате уподобления последующему согласному.
  4. В слове УЛЬЕВ (предложение 9) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. скаковом
  2. горелого
  3. отлагался
  4. неотвратимый

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- определяется тем, что у слова есть синоним без НЕ?

  1. неотразимый
  2. неотвратимый
  3. неудачный
  4. на неровностях

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что слово образовано от причастия с двумя буквами Н?

  1. мужественным
  2. укреплённое
  3. странный
  4. испуганно

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 —В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СМРАД из предложения 7 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БИНОКЛЬ МАМЫ (предложение 3), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 11.

В4 Среди предложений 8—20 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Вероятной1) только в носах таких мальчишек двадцатого века, (2) как я,(3) этот смрад отлагался уже основной нотой будущих воспоминаний: стоит только мне услышать или произнести слово «авиация»,(4) и запах этот через полстолетия возникает во мне,(5) неотразимый и неотвратимый,(6) притягательный,(7) тревожный запах марсианского мира техники...

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Когда я увидел где-то на городской стене первую афишу,(1) извещавшую петербуржцев,(2) что на Комендантском скаковом поле в 11 часов утра 21 апреля 1910 года знаменитый французский авиатор Губерт Латам продемонстрирует желающим своё удивительное и героическое искусство,(3) всем окружающим стало сразу же ясно,(4) что в этом особом случае удерживать меня нельзя.

В8 Среди предложений 21—25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. На пишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-1; АЗ-3; А4-4; А5-4; А6-3; А7-4.

Б1-запах; Б2-мамин бинокль; Б3-Латам давал газ; Б4-10; Б5-1; Б6-2; Б7-2,3,4; Б8-22; Б9-3.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Сказуемое — это главный член предложения, определяющий подлежащее. Сказуемое характеризует предмет речи во временном плане и в отношении к лицу говорящему. По сути, сказуемое — это то, что говорится о подлежащем: что делает подлежащее? что с ним делается? кто такой (что такое) предмет речи? кем является подлежащее? каков предмет? Сказуемое, выступая в качестве определяющего по отношению к подлежащему, может обозначать что делает подлежащее, что с ним делается, каково оно, чем или кем является и т.д. Без сказуемого фраза непонятна адресату.

Примеры

Привести пример сказуемых разных предложений и показать, какую роль в передаче мыслей автора они играют.

Рейтинг@Mail.ru