ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 27

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Игры, как известно, бывают разными — спортивными и интеллектуальными, обучающими и развивающими, детскими и азартными. А всё потому, что люди очень любят поиграть.

На протяжении многих веков для осуществления полноценного процесса игры необходимы были как минимум два человека. И лишь совсем недавно в этом вопросе произошла, без преувеличения, грандиозная революция: автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения. Практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры и стали доступны как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.

Основы новых игровых возможностей были заложены и созданы в основном усилиями специалистов технического плана.

Существует мнение, что первое подобие компьютерной игры было запущено ещё в 1953 году на компьютере огромного размера. Сегодня трудно себе представить, как можно было играть на махине величиной с гараж, общавшейся с человеком в основном посредством перфокарт и магнитной ленты. В 1961 году после появления настольных компьютеров величиной с холодильник была создана первая настоящая компьютерная игра, имитирующая боевые действия и получившая название «Космическая война». В ней по экрану монитора шустро летали два стрелявших друг в друга снарядами космических кораблика, снабженных ограниченным запасом топлива.

В 1979 году появились видеоигры и компьютерные приставки для них, в 1983 выпустили портативный компьютер с цветным дисплеем, а в 1986 году, после разработки технологии мультимедиа, был продемонстрирован первый компьютерный анимационный ролик со звуковыми эффектами.

Таким образом, начиная с 1960-х и по наши дни компьютерные игровые технологии пережили небывалую по интенсивности эволюцию. Сегодня виртуальные игры, достигнув небывалого расцвета, захватывают всё новые ниши. (269 слов).

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Люди любят играть в разные игры

2 - В наши дни игры перенесены на компьютеры

3 - Первое подобие компьютерной игры было запущено в 1953 году на компьютере огромного размера, а в 1961 году создана первая настоящая компьютерная игра, имитирующая боевые действия

4 - В 1979 году появились видеоигры, а в 1986 году продемонстрирован первый компьютерный анимационный ролик

5 - Сегодня виртуальные игры достигли небывалого расцвета

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Моё знакомство с Анастасией Ивановной Цветаевой длилось почти семнадцать лет.

(2) А в начале апреля 92-го, когда ей было 97, за полтора года до её смерти, возникла идея ехать летом в Голландию, откуда прислали приглашение на конгресс писательниц-женщин и международную книжную ярмарку.

(3) Всё дальнейшее напоминало сказочный сюжет. (4) Перелет из Москвы на борту королевского авиалайнера, с красным вином в небесах, её чтением стихов. (5) Номер в фешенебельной гостинице в центре Амстердама, куда бежевый «Мерседес» доставил из аэропорта обшарпанный московский чемодан, перевязанный ремнями и верёвкой. (6) Почтительный портье внёс его в номер, и вещи, нисколько не страдающие комплексом неполноценности, были извлечены оттуда и заняли место на полках шкафов. (7) Смуглая индонезийка, прибиравшая ежедневно, только таращила от изумления ореховые глаза, не зная, как поступить с рассыпанными на коврах гомеопатическими шариками или алюминиевой мятой кружкой, должно быть привезённой ещё из ссылки.

(8) И вот огромный выставочный зал с тысячами книг, среди которых мелькнула обложка с лицом Марины. (9) И главный сюрприз: зрительный зал человек на пятьсот на втором этаже, где ей предстояло выступать.

(10) Как сейчас вижу её чуть согбенную фигуру. (11) Постукивая палкой, в элегантном светлом костюме она поднялась по крутым деревянным ступеням на сцену. (12) Проводив её, я поспешил занять место в зале, но она настойчиво попросила, чтобы я сидел рядом. (13) Так я оказался перед тысячью глаз, в фокусе телекамер. (14) Неуютность моего положения возмещалась, однако, возможностью наблюдать реакцию зала.

(15) ...У неё были разные оттенки голоса. (16) Одни для друзей — уютные, насыщенные теплом. (17) С людьми официальными голос учтив, но, бывало, и холоден. (18) По-иному разговаривала с животными: часто можно было услышать «душенька» и обращение на «вы» к какому-нибудь бродячему псу с несчастными глазами. (19) И совершенно по-особому она читала стихи — с ясной, глубокой мелодией, временами напоминающей по звуку виолончель. (20) Свидетельствую: так читала она в Амстердаме залу, где мало кто понимал русский, но слушали заворожённо.

(21) Мне казалось, что зал она не видит и мощное его дыхание едва ли слышит. (22) Скорее только догадывается о том, что она в центре внимания, — по яркому свету юпитеров. (23) Как передать эту атмосферу разрастающейся любви? (24) Слушая её, публика неистовствует, руки будто сами по себе аплодируют, тогда как лица просветлены и всем уже ясно, что если Марина гениальна, то Анастасия по меньшей мере феноменальна.

(25) Больше часа продолжается её выступление. (26) Лента в моём магнитофоне остановилась, и в напряжённой тишине, с которой зал слушал её, неловко было щёлкать крышкой и переворачивать кассету. (27) Теперь жалею об этом, потому что шквал аплодисментов остался незаписанным. (28) Но до сих пор в ушах звучат неутихающие плещущие звуки. (29) Люди стояли в проходах, не расходились, а потом возникло стихийное движение к сцене, словно каждому хотелось убедиться, что этот комок жизни и стойкости не плод их воображения, а вполне реальный человек. (30) Возможно, это был час её триумфа.

(Ю. Гурфинкель)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор говорит, что «...Анастасия по меньшей мер ефеноменальна»?»

  1. У неё были разные оттенки голоса.
  2. Она не стеснялась пользоваться старыми, но дорогими для неё вещами.
  3. Она обращалась «на Вы» к собакам.
  4. Вокруг неё создавалась «атмосфера разрастающейся любви».

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «неистовствует» (предложение 24).

  1. пребывает в ярости
  2. буйствует
  3. недоумевает
  4. восторгается

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Номер в фешенебельной гостинице в центре Амстердама, куда бежевый «Мерседес» доставил из аэропорта обшарпанный московский чемодан, перевязанный ремнями и верёвкой.
  2. Слушая её, публика неистовствует, руки будто сами по себе аплодируют, тогда как лица просветлены...
  3. Лента в моём магнитофоне остановилась, и в напряженной тишине, с которой зал слушал её, неловко было щёлкать крышкой и переворачивать кассету.
  4. И совершенно по-особому она читала стихи — с ясной, глубокой мелодией, временами напоминающей по звуку виолончель.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СЕМНАДЦАТЬ (предложение 1) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове ВЕРЁВКОЙ (предложение 5) нет звука [в].
  3. В слове ПОРТЬЕ (предложение 6) буква Ь (мягкий знак) обозначает, что далее слышится согласный звук [й].
  4. В слове ЕХАТЬ (предложение 2) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. извлечены
  2. таращила
  3. прибиравшаяся
  4. мелькнула

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. привезённой
  2. обшарпанный
  3. возмещалась
  4. прислали

А7 В каком слове правописание окончания определяется тем, что это глагол II спряжения?

  1. неистовствует
  2. видит
  3. догадывается
  4. продолжается

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СОГБЕННУЮ из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ (предложение 3), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4 Среди предложений 3—7 найдите предложение с обособленным несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Люди стояли в проходах,(1) не расходились,(2) а потом возникло стихийное движение к сцене,(3) словно каждому хотелось убедиться,(4) что этот комок жизни и стойкости не плод их воображения,(5) а вполне реальный человек. Возможно,(6) это был час её триумфа.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Смуглая индонезийка,(1) прибиравшая ежедневно,(2) только таращила от изумления ореховые глаза,(3) не зная,(4) как поступить с рассыпанными на коврах гомеопатическими шариками или алюминиевой мятой кружкой,(5) должно быть привезённой ещё из ссылки.

В8 Среди предложений 1—7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 10—20 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-4; АЗ-4; А4-4; А5-2; А6-2; А7-2.

Б1-сгорбленную; Б2-сюжет сказки; Б3-вижу; Б4-4; Б5-6; Б6-6; Б7-4; Б8-2; Б9-20.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Маргариты Николаевны Кожиной: «...Речь неоднородна и в той или иной степени отражает особенности носителя, отличается особой манерой, определяемой множеством факторов, но прежде всего характером мышления».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Н. Кожиной.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Мы все пользуемся одним языком. Однако речь всегда индивидуальна. По речи можно многое узнать о человеке: о его характере, системе ценностей, отношении к миру и людям, уровне образования и воспитания, особенностях мышления.

Примеры

По данному тексту можно узнать и о характере самого автора — врача и публициста Юрия Гурфинкеля, и о характере героини текст — Анастасии Ивановне Цветаевой. К примеру, можно обратить внимание на манеру А.И. Цветаевой говорить собакам «Вы».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru