Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 29

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Каспийское море считается особым водоёмом, и тому есть множество причин. В ряду первых можно назвать геофизические: море обладает набором редких характеристик — оно является крупнейшим в мире бессточным водоёмом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана. В него впадают более 130 рек, в том числе и самая большая в Европе — Волга. В его водах ходят уникальные, более нигде не встречающиеся стада осетровых рыб, о спасении которых на протяжении всего XX века говорили экологи в связи с обмелением моря. Специалисты предвещали несколько глобальных экологических катастроф, но в критические моменты море вновь наводнялось, будто играя со всем живым, что обитает в нём.

Следующая его «особенность» связана с местоположением: Каспий, как известно, является водным зеркалом, через которое переглядываются Европа и азия. Будучи пронизанным торговыми путями, связывающими берега Европы и азии, он всегда оставался прозрачной границей с абсолютно разной жизнью по обе стороны.

Но, несмотря на то что водоём находится практически в центре континента и со всех сторон окружён сушей, он почему-то во все века представлялся границей обитаемого пространства, пустынным краем, удалённым от цивилизации. Александр Македонский, выйдя к каспийским берегам, не поверил глазам своим и назвал открывшуюся ему водную гладь озером, словно опасаясь сознаться себе в том, что зашёл так далеко — в немыслимую для европейца запредельную азию.

Одно из самых красивых и загадочных мест каспийского побережья — полуостров Мангышлак — называют Каспийским Крымом. Он был известен персидским мореходам под названием Чёрная гора. Сегодня здесь так же, как и много веков назад, ветер носит по берегу шары перекати-поля, а девственно чистые пляжи и изумрудная синева морской волны слепят глаза. Мангышлак — это и перспективный нефтяной район: здесь разрабатываются нефтяные месторождения, обнаружены медь, марганец, фосфориты, горный хрусталь, редкие руды. (269 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света» )


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Каспийское море является крупнейшим в мире бессточным водоёмом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана

2 - Торговые пути, проходящие через Каспий, связывают Европу и Азию

3 - Каспий во все века представлялся границей обитаемого пространства

4 - Полуостров Мангышлак — одно из самых красивых и загадочных мест каспийского побережья и перспективный нефтяной район

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) ...Петербург. (2) Я деревенская девочка, города я смертельно боюсь. (3) Боюсь многолюдства, да ещё конок, да ещё извозчиков, да ещё булыжной мостовой, толпы и спешки. (4) Сколько на свете людей, и все торопятся, и все незнакомые. (5) В Куоккале меня водить за ручку не требуется. (6) Там каждый знает каждого если не по имени, то хоть в лицо. (7) В Куоккале я не боюсь ходить одна в лес, и по берегу моря, и по Большой Дороге, и даже вечером. (8) Здесь я боюсь битюгов, автомобилей, общего гула, шума, звонков, гудков, а более всего — людей.

(9) Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

(10) Мы, однако, благополучно добираемся до гостиницы, и Корней Иванович, бросив бумаги на стол, вынимает из жилетного кармана часы и, заметив меня, приказывает скороговоркой:

— (11) До вечера осталось пять часов. (12) Если я без промедления, сию секунду возьмусь за работу, быть может, выправлю, и не будет позора. (13) Ступай в коридор.

(14) Он берёт меня за руку и выводит из комнаты. (15) Наша комната — последняя. (16) У окна коридора большое кресло.

— (17) Садись, — командует папа-не-папа. — Вот тебе корзинка, непременно поешь. А я, когда кончу, тебя позову.

(18) Он входит в номер и запирает дверь на ключ. (19) Запирает от меня! (20) Будто я стану врываться.

(21) Да, папа-не-папа... (22) Бывало, зимою в Куоккале, когда он погружался в сочинение очередной своей статьи, он убегал из своей тепло вытопленной дачи, от благоустроенного письменного стола, в чью-нибудь чужую, нежилую, пустую, хотя бы и в промёрзший дощатый сарай и часами, а то и сутками писал там, без стола, в пальто, в валенках и шапке, сидя на полу, на газете, притулившись к стене. (23) Он требовал тогда полной тишины, причём защищённой, надёжной. (24) Как в броне. (25) Как во сне. (26) От нас, детей, требовалась теперь одна-един-ственная дружеская услуга — провалиться сквозь землю.

(27) Летом в такие часы мама отправляла нас куда-нибудь подальше, на берег, приговаривая: «Играйте на берегу. Пока я не кликну». (28) На какой срок, неизвестно — во всяком случае, пока папа работает.

(29) Наш отважный мореплаватель, наш предводитель в любой игре, в любом путешествии, в лодке, на лыжах и под парусом, наш строгий наставник, наш бесстрашный капитан, наш весёлый, ребячливый, бурный и добрый отец превращался в угрюмого, озлобленного, чужого господина средних лет — желчного, недовольного всем на свете и требующего от всех одного — не приставать к нему, не заговаривать с ним, да и вообще не разговаривать даже между собою. (30) Летом в такие дни нам следовало пропадать неизвестно куда. (31) Зимою молча приносить ему горячую еду — суп, котлеты и чай — и исчезать. (32) В руках дощечка с бумагой, опертая на острые колени, и карандаш. (34) Кругом, на полу, раскиданы книги и исписанные листы.

(35) Папа превращался в не-папу.

(36) Ему не до сфинксов, не до картины Брюллова, не до моего доктора... (37) Только бы успеть вовремя окончить статью!

(По Л. Чуковской)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Чуковский вывел маленькую девочку в коридор и запер дверь?»

  1. Он хотел добиться, чтобы дочка не боялась внешнего мира.
  2. Он был злым человеком.
  3. Для работы ему была нужна абсолютная отрешённость от мира.
  4. У него были важные переговоры.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «битюгов» (предложение 8).

  1. лошадей
  2. хулиганов
  3. торговцев
  4. полицейских

А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является парцелляция.

  1. Он требовал тогда полной тишины, причём защищённой, надёжной. Как в броне. Как во сне.
  2. Папа превращался в не-папу.
  3. Наш отважный мореплаватель, наш предводитель в любой игре, в любом путешествии, в лодке, на лыжах и под парусом, наш строгий наставник, наш бесстрашный капитан, наш весёлый, ребячливый, бурный и добрый отец превращался в угрюмого, озлобленного, чужого господина средних лет — желчного, недовольного всем на свете и требующего от всех одного — не приставать к нему, не заговаривать с ним, да и вообще не разговаривать даже между собою.
  4. Летом в такие дни нам следовало пропадать неизвестно куда. Зимою молча приносить ему горячую еду — суп, котлеты и чай — и исчезать.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ИЗВОЗЧИКОВ (предложение 3) согласный звук [з] является непроизносимым.
  2. В слове БЕРЕГ (предложение 27) последний звук — [к].
  3. В слове ВРЫВАТЬСЯ (предложение 20) буква Ь (мягкий знак) не служит для обозначения мягкости согласного на письме.
  4. В слове РАБОТАЕТ (предложение 28) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. оттереть
  2. потеряюсь
  3. жилетного
  4. очередной

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»?

  1. приговаривая
  2. приносить
  3. притулившись
  4. приставать

А7 В каком слове правописание окончания определяется тем, что это глагол II спряжения?

  1. добираемся
  2. торопятся
  3. требуется
  4. вынимает

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ (предложение 22), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 31.

В4 Среди предложений 27—34 найдите предложение с обособленным одиночным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении вводного слова.

Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 29.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

— Садись,(1) — командует папа-не-папа. — Вот тебе корзинка(2), непременно поешь. А я,(3) когда кончу,(4) тебя позову.

В8 Среди предложений 1—13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1—13 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-1; АЗ-1; А4-1; А5-1; А6-1; А7-2.

Б1-оттолкнуть; Б2-сарай из досок; Б3-приносить и изчезать; Б4-27; Б5-2,3; Б6-1; Б7-3,4; Б8-2; Б9-9.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Маргариты Николаевны Кожиной: «Владение искусством слова представляет собой действительное знание языка и свободное владение его богатствами, и именно с ним связано выражение тонкостей общения на языке, выразительность и коммуникативная эффективность речи».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Н. Кожиной.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Знать язык и уметь пользоваться его ресурсами для полноценного общения — это не одно и то же. Можно выучить несколько тысяч слов, но не научиться сочетать друг с другом по смыслу и грамматически, связывать их в предложения, разнообразить речь за счёт применения слов в переносном значении, синонимов и антонимов. Только освоив правила грамматики, нормы лексической сочетаемости, получив опыт в применении самых разнообразных средств языка, можно научиться умелому общению.

Примеры

Показать, насколько умело использует средства языка автор для передачи собственных мыслей и чувств. Обратить внимание на разнообразие лексических единиц и типов предложений, встречающихся в тексте.

Рейтинг@Mail.ru