|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 9 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯЗаключение. Глобальные проблемы современностиИтоги истории XX в. противоречивы. Так же противоречивы могут быть суждения об этих итогах. По-прежнему стоит вопрос: учит ли история? Некоторые известные историки утверждают, что история ничему не учит. Между тем на опыт и уроки истории постоянно ссылаются политические деятели. Вероятно, единой точки зрения на эту проблему не может быть. С одной стороны, много свидетельств того, что в мире произошли качественные, революционные по своей глубине перемены.
С другой — человечество пережило ужас и трагедию двух самых разрушительных и кровопролитных войн в истории и другие бедствия. Покончено с колониализмом. Крушение тоталитарных фашистских и коммунистических режимов открывает перспективу цивилизационного единства мира. Информационная революция и новейшие технологии преобразовывают современное общество, которое приобретает новые качественные черты постиндустриального общества. Новые средства труда и бытовая техника, развитие образования и культуры, утверждение приоритета прав человека обеспечивают возможности для совершенствования человека и нового качества жизни. Однако развитие технического прогресса не означает торжества гуманности, справедливости, нравственного здоровья и здоровой среды обитания. В конце XX — начале XXI в. мир столкнулся с новыми вызовами. Они породили глобальные проблемы, от решения которых зависят общественный прогресс и само существование человечества. Проблема сохранения мираРегиональные войны, этно-конфессиональные конфликты, наличие оружия массового уничтожения (атомного, химического, бактериологического) делают актуальной проблему сохранения мира на планете. Попыткой разрешения данной проблемы является деятельность мирового сообщества и международных организаций (прежде всего ООН) по отказу от войн как средства разрешения конфликтов, дальнейшему сокращению запасов оружия массового поражения. В начале XXI в. заявил о себе международный терроризм. От него страдают как развитые (США, Великобритания, Испания), так и развивающиеся (Ирак, Афганистан, Нигерия) страны. Борьба с этим явлением также возможна лишь совместными действиями мирового сообщества. Проблемы модернизации и преодоления отсталостиОсвобождение от колониализма было прогрессом и завоеванием человечества. Однако суверенитет автоматически не ведёт к преодолению вековой экономической отсталости, нищеты и голода. Многие из этих проблем касаются и развитых стран, где остаётся проблемой хроническая безработица. Формирование постиндустриального общества привело к увеличению технологического отрыва развитых стран от всего мира. Если индустриальная экономика строилась на взаимозависимости богатых и бедных стран, регионов, социальных классов, то в постиндустриальную эпоху многие бедные страны, регионы, местности, социальные группы «выключены» из глобальной информационной экономики. Хроническая нищета становится питательной почвой для социальной напряжённости, конфликтов и международного терроризма. В документах ООН на рубеже XX—XXI вв. проблемы преодоления отсталости и бедности в мире названы главными глобальными проблемами человечества. Сложности преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран являются не только проблемой национальных государств, но и проблемой глобального масштаба и ответственности всего цивилизованного мира. Экологические проблемыВ течение всего XX и в начале XXI в. происходило ухудшение природно-климатических условий обитания человека. Прежде всего это связано с развитием промышленности и технологий, ростом городов, увеличением объёмов вредных выбросов в атмосферу. Как следствие, загрязнение воздуха и вод Мирового океана, нехватка питьевой воды, перенаселённость мегаполисов, общее ухудшение здоровья людей. Для предотвращения этой угрозы требуются сотрудничество и коллективные усилия всех государств. Демографическая проблема становится всё более важной для человечества. В XX в. население Земли увеличилось до 6 млрд человек. Прирост населения происходит прежде всего за счёт развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. В связи с этим большинство из таких государств сталкивается с проблемами перенаселённости, бедности, голода.
В развитых странах, наоборот, наблюдаются снижение рождаемости, что, по прогнозам демографов, негативно скажется в будущем на их экономическом развитии. Проблемы глобализацииВ 1990-е гг. ускоренно развивались транснациональные корпорации, что усилило взаимозависимость экономик национальных государств. Вместе с тем это привело к ослаблению способности отдельных государств влиять на состояние мирового финансового рынка. В последние десять лет мир не раз уже сталкивался с мировыми и региональными финансовыми кризисами, которые угрожали стабильности глобальной и национальных экономик. Поэтому насущной задачей мирового сообщества является поиск форм сотрудничества государств мира по предотвращению негативных последствий глобализации. Уважение к культурному разнообразию мира и диалог культур являются залогом развития человечества по пути прогресса. Помимо вышеперечисленных, перед человечеством остро стоят и следующие проблемы: исчерпаемости ресурсов и сырья, эпидемии СПИДа, наркомании и др. Их решение — наша общая задача. Вопросы и задания к курсу
|
|
|