Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Каин и Авель

          Бродит он, бездомный странник,
          Бродит много, много лет;
          Но прощения посланник
          Им не встречен; чуда нет.

В. А. Жуковский

После изгнания из рая Адам и Ева поселились к востоку от Эдема. Здесь началась суровая и безрадостная жизнь первых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем второй — Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их мечтам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.

Каин рос грубым и непослушным мальчиком. Авель, напротив, был кроток и добр. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуверенно считая, что этим он заслужит Божью милость. Авель же, искренно молясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина отверг.

Каин затаил обиду на брата, стал ждать подходящего случая, чтобы отомстить. Однажды ему удалось заманить Авеля в поле и убить, совершив невиданное доселе злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю... Содеянное не смутило Каина, не вызвало в нём раскаяния. Напротив, на вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех, сделав его вечным изгнанником и скитальцем на Земле.

Д. Дюпре. Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники. Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства.

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина. Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.

Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.

Д. Дюпре. Убитый Авель. 1842 г. Палаццо Питти, Флоренция

Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах. Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).

Л. П. Лосенко. Каин. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ. Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут». Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

А. П. Лосенко. Авель. 1768 г. Xубожественный музей, Харьков

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.

Интересную литературную интерпретацию этой легенды даёт английский поэт Джордж Гордон Байрон. В поэме «Каин» (1821), созданной на основе библейского текста, автор всё же «следует своим собственным путём». Байрон прослеживает сложный и мучительный путь Каина к преступлению, подчёркивая при этом его закономерность. В беседе с Люцифером Каин так говорит о себе:

          ...я томлюсь в трудах и думах;
          Чувствую, что в мире
          Ничтожен я, меж тем как мысль моя
          Сильна, как Бог!

Да, он позволил себе усомниться в величии Бога, позволил сравнить себя с ним. Когда Авель предлагает принести Богу жертвы, Каин нехотя, почти равнодушно обращается к Богу с такими речами:

          Если нужно
          Мольбами ублажать тебя, — прими их!
          Прими и жертву, если нужно жертвой
          Смягчить твой дух.

Феофан Грек. Голова Авеля. Фрагмент фрески. 1378 г. Церковь Спаса Преображения, Великий Новгород

Убив брата, после минутного оцепенения Каин в отчаянии кидается к нему, пытаясь вернуть его к жизни:

          Где я? Один! Где Авель? Каин, где ты?
          Возможно ли, что Каин — я? Проснись,
          Встань, брат! Скажи, зачем ты лёг на землю?
          Теперь не ночь... И отчего ты бледен?
          Брат, что с тобой? Ты был ещё сегодня
          Так полон жизни! Авель, не шути, —
          Прошу тебя. Удар мой был ужасен,
          Но он ведь не смертелен... Ах, зачем
          Ты шёл ему навстречу? Я ударил,
          Но ведь ударил только! О, я знаю, —
          Ты хочешь напугать меня! Вздохни,
          Пошевелись, — хоть раз пошевелися!
          Вот так... вот так... Ты дышишь. Брат! Дыши!

        Авель (едва слышно).
              Кто здесь взывает к Богу?

        Каин.
              Убийца твой.

        Авель.
              Пусть Бог ему отпустит.
                    (Умирает.)

        Каин.
              ...Так где же я? Во сне иль наяву,
              В каком-то страшном мире? Всё кружится
              В глазах моих... А это что? Роса?
              (Касается рукой лба, потом смотрит на неё.)
              Нет, не роса! Нет, это кровь — кровь брата,
              И эта кровь — мной пролита! На что же
              Мне жизнь теперь, когда я отнял жизнь,
              Исторгнул дух из столь родной мне плоти?..

Вскоре к месту убийства приходят их жёны и родители, Адам и Ева. Не хватило Каину мужества признаться в содеянном. «Поник он преступной головой и закрывает свирепый взор кровавыми руками». Но разве обманешь материнское сердце?! Ева проклинает Каина:

          Да будут же над ним
          Проклятья всех живущих, и в мученьях
          Пусть он бежит в пустыню, как бежали
          Из рая мы, пока родные дети
          Не умертвят братоубийцу!..
          ...Пусть живёт он
          В мучениях, в которых умирают,
          А смерть ему пусть будет хуже смерти!

Среди проклятий Евы раздаётся голос Ангела.

        Ангел.
              Где брат твой, Авель?

        Каин.
              Я разве сторож Авеля?

        Ангел.
              О Каин!
              <...> Скитальцем бесприютным
              Ты будешь жить отныне...

        Каин.
              Нет, лучше смерть!

        Ангел.
              Строптив ты был и жесток с дня рожденья,
              Как почва, над которою отныне
              Ты осуждён трудиться; он же — кроток,
              Как овцы стад, которые он пас.
              ...Ты должен жить. Твой грех — неизгладимый.

              Иди, исполни дни свои — и впредь
              Не омрачай их новыми грехами.

                    (Исчезает.)

(Перевод И. А. Бунина)

Уходит Каин с женой Адой в «мёртвый край». Нет ему места на этой земле... Нет ему жизни среди людей...

Дионисий. Авель. 1502 г. Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, Вологодская область

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чём заключается поучительный смысл библейской легенды о Каине и Авеле? В чём вы видите главную причину разногласий между братьями? Справедливо ли наказание, понесённое Каином?
  2. Сопоставьте скульптурные портреты художника Д. Дюпре и живописные произведения А. П. Лосенко. В чём сходство и различия в изображении героев разными авторами? Как в этих произведениях выражены справедливый характер и неотвратимость наказания для Каина? Что особенного вы увидели в изображении Авеля? Какая интерпретация сюжета вам ближе? Почему? Существует ли разница в передаче сюжета на языке пластики и на языке живописи? Поясните свой ответ.
  3. Сравните особенности изображения Авеля на фресках Феофана Грека и Дионисия. Какие качества характера подчёркнуты в его облике? Почему именно эти? Каким вы представляете себе Авеля? Нарисуйте его.

Творческая мастерская

  1. Посмотрите фрагмент «Каин и Авель» из видеофильма «Библия в начале» (режиссёр Дж. Хьюстон, 1966). Расскажите о своих зрительских впечатлениях. Сопоставьте увиденный фрагмент с известными вам художественными произведениями.
  2. Посмотрите видеофильм «Дж. Г. Байрон. “Каин”» (2005) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что нового вы узнали о создании этого произведения?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru