Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Самсон, раздирающий пасть льва

          Я знаю: сила — вот моё проклятье.
          Она причина всех моих несчастий,
          Любое из которых не оплакать
          Мне до смерти...

Дж. Мильтон

После смерти Моисея израильтяне расселились на земле Ханаанской, но не было между ними согласия, они постоянно ссорились между собой. Для преодоления распрей Бог выдвигал из их среды судей, которые управляли народом и избавляли его от внешних врагов. Всего судей было пятнадцать, но самым знаменитым среди них был богатырь Самсон. Именно ему суждено было спасти Израиль от неприятелей.

Это был человек необыкновенной, сверхъестественной силы, которая заключалась в его волосах. Ещё до рождения Бог предупредил его родителей не стричь Самсону волос. Мощь Самсона была так велика, что он без усилий разрывал самые прочные верёвки и оковы. Однажды, когда в поле на него напал молодой лев, он вступил с ним в единоборство. «И сошёл на него Дух Господен, он растерзал льва, как козлёнка; а в руке у него ничего не было» (Суд. 14: 6).

Вот как воспроизведён этот сюжет на гравюре немецкого художника Альбрехта Дюрера «Самсон убивает льва». На фоне средневековых замков и величественной природы мы видим спокойного и уверенного в своей силе Самсона. На нём одежда из львиной шкуры — явный намёк на победу над животным. Он прижимает коленом к земле хищного зверя и выворачивает его челюсти руками. Ещё одно движение — и могучий царь зверей будет повержен. Лев ощетинился в ярости, его гибкое тело сопротивляется изо всех сил. Но как спокоен при этом Самсон! Кажется, его вовсе не интересует этот коварный хищник. Он знает: нет ему на земле достойного соперника.

Но, пожалуй, одним из самых интересных художественных воплощений этой библейской легенды является скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. Трёхметровая фигура Самсона высится на постаменте, облицованном гранитными глыбами. Могучий исполин шагнул навстречу хищнику, присевшему на задние лапы. Самсон разрывает его оскаленную пасть.

А. Дюрер. Самсон убивает льва. Гравюра. 1496—1497 гг. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В бессильной ярости лев вонзил когти в бедро Самсона, но богатырь железной хваткой держит челюсти зверя, из глотки которого бьёт двадцатиметровый водяной смерч, скрывающий в радужных бликах фигуру героя. Этот гигантский фонтан скорее всего является выражением предсмертного крика разъярённого животного. Восемь дельфинов, изо ртов которых бьют водяные струи, резвятся у ног побеждающего Самсона.

Эта скульптурная группа была посвящена победе русских воинов в Полтавской битве. А происходила она, как известно, в день святого Сампсония, 27 июня 1709 г. Безусловно, фигура Самсона символизировала доблесть русских воинов, а поверженный лев воспринимался как олицетворение побеждённой Россией Швеции.

Скульптура Большого каскада была создана известнейшим мастером Бартоломео Карло Растрелли, но в 1802 г. её пришлось заменить новой, бронзовой, исполненной по модели другого выдающегося ваятеля — Михаила Ивановича Козловского, который сохранил первоначальный замысел композиции. Скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» является центральной в общей композиции фонтанов Большого каскада. На Самсона взирают боги и герои Древней Греции и Рима. Они явились сюда, чтобы воздать должное мужеству, стойкости и силе героя, одолевшего свирепого врага, а также принять участие в триумфальном празднике.

М. И. Козловский. Самсон, раздирающий пасть льва. Фонтан Большого каскада фонтанов. 1802 г. Петергоф

Двадцать лет Самсон был судьёй в Израиле. Очень боялись его филистимляне, враги еврейского народа. Хотели они убить Самсона, но, не зная, в чём заключается его сила, ничего не могли с ним сделать. Виновницей гибели Самсона стала его возлюбленная — филистимлянка Далила. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пыталась выведать у Самсона тайну его чудесной силы. Трижды Самсон обманывал её, говоря, что станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила трижды осуществляла всё это, но каждое утро, просыпаясь, Самсон с лёгкостью разрывал любые путы.

А. Мантенья. Самсон и Далила. Ок. 1495 г. Национальная галерея, Лондон

Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии, Самсон «открыл ей всё сердце своё». Он сказал Далиле: «Если остричь волосы на голове моей, то отступит от меня сила, и я стану таким же, как и все люди». Услышав это, Далила усыпила Самсона и позвала филистимлян, велев им остричь «семь кос головы Самсона». И начал он ослабевать, и «отступила от него сила его». Сковали его двумя медными цепями, выкололи глаза и заставили вращать мельничные жернова в темнице.

Художник Рембрандт в картине «Ослепление Самсона» изображает страшный момент библейского сказания — пленение обманутого и поверженного на землю беззащитного богатыря. Его огромное тело, расположенное на картине по диагонали, ярко освещено бьющим из глубины светом. Самсон весь напрягся в тщетной борьбе с воинами, которые, схватив его, сковывают ему руки и выкалывают глаза. Но даже поверженный герой благороден и мужествен.

Рембрандт. Ослепление Самсона. 1636 г. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне

Его враги, напротив, коварны и вероломны. В их лицах и позах — нескрываемое ликование и жестокость. Тёмный силуэт стоящего слева воина резко выступает на светлом фоне. За ним в ярком свете, но с затенённым лицом, жутким в своей жестокой радости, видна предавшая Самсона Далила. Зажав в руке волосы и ножницы, она убегает, в последний раз оглядываясь на свою жертву. Картина Рембрандта полна экспрессии, а светотеневые контрасты усиливают впечатление борьбы добра со злом.

Шло время. Волосы на голове Самсона постепенно отрастали, а вместе с ними возвращалась и его былая сила. Однажды филистимляне вывели Самсона во время языческого праздника на всенародное поругание в храм Дагона. Они унижали пленника, осыпая его насмешками. Не мог он всё это выдержать, попросил отрока-поводыря подвести его к двум столбам, на которых держалось всё здание. Упёрся он в столбы руками и... сдвинул их с места. Закачался храм и с грохотом рухнул, а под его развалинами погибли все филистимляне, а вместе с ними и Самсон.

Так закончилась жизнь мужественного богатыря Самсона. Слава же о нём разнеслась по свету. С той поры слагают о нём в народе стихи и поют песни.

Сцена из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила». Первая постановка в Веймаре. 1877 г.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чём заключалась богатырская сила Самсона? Какое художественное воплощение получил этот образ в известных вам произведениях искусства? Какие средства помогают авторам этих произведений передать чувства героев?
  2. Какова история создания скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа? В чём её символический смысл? Опишите это произведение своими словами.
  3. Какую роль в судьбе Самсона сыграла его возлюбленная Далила? В чём проявились её жестокость и коварство? Какую интерпретацию этого сюжета предлагает Рембрандт? В чём необычность её художественного решения? Что усиливает трагическое звучание этого произведения?

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите картину художника А. Мантеньи «Самсон и Далила». Какой эпизод легенды запечатлён в этом произведении? На каких деталях сосредоточивает наше внимание автор? Почему?
  2. Опера «Самсон и Далила» (1877) написана французским композитором К. Сен-Сансом. Познакомьтесь с историей её создания и содержанием (http://belcanto.ru.samson.html). Послушайте некоторые фрагменты из этого музыкального произведения (http://video.mail.ru/mail/andrei. oficerov/3518/8275.html). Напишите о своих впечатлениях.
  3. Посмотрите видеофильм «К. Сен-Санс. “Самсон и Далила”» (2004) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что нового вы узнали о создании этого произведения? Что особенно заинтересовало вас в этом фильме? Почему?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru