Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Саул — царь Израиля и Давид

          Но слаще мёда мне в унылый, тёмный час
          Смиренный, тихий вздох, души Давида глас.
          Всё, всё он испытал: паденье, покаянье,
          Разлуку, и любовь, и радость, и страданье.

В. К. Кюхельбекер

Саул — первый израильско-иудейский царь, правивший в XI в. до н. э. Повествование о нём в Ветхом Завете начинается в переломный момент жизни еврейского народа, когда Бог повелевает состарившемуся судье Самуилу поставить во главе государства царя. Им оказался Саул, величием души и красотой пленивший израильский народ.

Поначалу Саул был скромен и застенчив, отказывался от царских почестей, во всём поступал достойно. Многими победами над врагами и неустанным трудом он завоевал любовь народа. Но постепенно царь Израиля перестал исполнять повеления Бога, стал самонадеянным и жестоким правителем. Помрачились его чувства, когда он узнал о нарушении поста сыном Ионафаном. Чудом удалось спасти народу Ионафана, приговорённого отцом к смертной казни. В одном из сражений Саул совершил непростительный грех: присвоил богатства поверженных противников и сохранил жизнь мужественному царю Агапу. С этого времени Саул окончательно потерял расположение Господа.

Тогда Самуил вновь обратился к Богу за помощью и во время молитвы получил повеление найти отрока Давида и тайно избрать его царём израильского народа. Библия характеризует красивого и сильного юношу, пастуха Давида, как человека храброго, разумного в речах и видного собою, ловкого и отважного, имеющего кроткое и доброе сердце.

Особое расположение Саула Давид заслужил, одержав победу в поединке с великаном Голиафом. Уже много лет шла война израильских племён против филистимлян. Впереди войска противника шёл великан Голиаф, «ростом шести локтей и пяди». На нём был медный шлем, тяжёлая чешуйчатая броня, медные наколенники, в руках — щит и огромное копьё. Сорок дней никто не осмеливался выйти на единоборство с ним. И лишь юноша-пастух Давид, оставивший свои стада, осмелился сразиться со страшным противником.

Отказавшись от вооружения, предложенного Саулом, он вышел навстречу Голиафу с пращой (боевым оружием в виде матерчатого или кожаного ремня, служившего для метания камней) и пятью камнями в пастушьей сумке. Стал смеяться над ним Голиаф: «Что ты идёшь на меня с палкою? Разве я собака?» Давид достойно ответил: «Ты идёшь против меня с мечом, и копьём, и щитом, а я иду против тебя во имя... Бога воинств израильских». Опустил Давид руку в сумку, достал камень, метнул его и попал Голиафу прямо в лоб. Упал поверженный великан замертво. Затем Давид отсёк ему голову.

Испуганные филистимляне обратились в бегство. Когда Давид возвращался после битвы с Голиафом, его встречали как победителя с песнями и плясками, играли на музыкальных инструментах.

Выдающиеся скульпторы и художники обращались к этой библейской сцене. Дважды создавал великий итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло изваяния легендарного библейского героя Давида. В пору творческих исканий молодой художник высек из камня фигуру юноши-пастуха, чудесным образом сразившего могучего разъярённого врага Голиафа. Донателло не обманул ожиданий сограждан. Его «Давид» был поднят на боковой портал главной святыни Флоренции — собора Санта-Мария дель Фьоре.

Донателло. Давид. 1440—1443 гг. Национальный музей Барджелло, Флоренция

Во второй раз скульптор обратился к этому библейскому образу, выполняя в бронзе заказ для дворца правителя Флоренции Козимо Медичи. Помня, что Давид вышел на поединок с Голиафом без оружия и доспехов, он принимает смелое решение показать обнажённую фигуру героя. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Стройный и красивый юноша с длинными, до плеч, кудрями, почти мальчик, — доблестный победитель. В его руках — меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Обратите внимание на позу Давида. Как она непринуждённа и изящна! В ней нет и намёка на столь славную победу. Задумчивое выражение лица, затенённое широкими полями пастушьей шляпы, вызывает лирическое и мечтательное настроение. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности.

Но вот совсем иной образ. «Давид» Микеланджело — скульптура, ставшая символом эпохи Возрождения. «Флорентийский гигант» (высота 5,5 м) — так называли её современники Микеланджело — одно из самых прекрасных созданий великого мастера. Он работал над ним, трудясь от зари до зари, в тишине и уединении, считая его главным произведением всей жизни, передавая мрамору всю энергию своей души. Биограф Микеланджело Вазари писал, что в мастерской была устроена ограда вокруг огромной мраморной глыбы, «чтобы никому не было видно». Поставлены леса, сделаны мостки и лестницы. При помощи блоков и канатов камень поднят и водружён на поворотный круг. Начался единый День творения...

Легко и свободно стоит Давид на каменистой земле, опираясь на правую ногу. Величествен разворот его могучих плеч, горделива и благородна осанка. Красива голова с густой шапкой вьющихся волос и необыкновенно правильными чертами лица. Брови грозно нахмурены. Куда же устремлён его взгляд? Ещё ничего не произошло, а у нас создаётся ощущение готовности героя начать схватку и уверенности в победе.

Микеланджело. Давид. 1501 —1504 гг. Галерея Академии художеств, Флоренция

До Микеланджело скульпторы чаще всего изображали Давида после его поединка с врагом. Мастер выбирает решающий момент — перед битвой, а потому его герой показан в едином порыве высшего напряжения физических и душевных сил. Каждая деталь скульптуры призвана подчеркнуть это. Посмотрите, как напряглась жилка на шее. А крупная кисть опущенной вниз руки с красивым рисунком вен? На неё невозможно не обратить внимание!

В отличие от своего предшественника Донателло, Микеланджело наделил Давида лишь грозным взглядом и пращой, перекинутой за спину. Если у Донателло Давид побеждает Голиафа спокойно и скромно, то микеланджеловский герой побеждает не с помощью чуда, а ясностью и силой своего духа, ловкостью и сознанием нравственной правоты. Даже нагота Давида с особой выразительностью подчёркивает его внутреннюю силу и уверенность в победе, в то время как у Донателло она выражает лишь его безоружность и незащищённость. Несомненно, перед нами произведение искусства, воспевшее гимн духовному величию Человека.

Рембрандт. Давид и Урия. Ок. 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Где же найти статуе место в свободной и гордой Флоренции? Предназначенная для украшения знаменитого флорентийского собора, она обрела своё место на главной площади города, Синьории, — перед палаццо Веккьо — дворцом флорентийского правительства. С той поры благодарные граждане Флоренции стали воспринимать её как символический образ защитника города. До сих пор она восхищает нас силой и величием Человека. Она не подавляет своими размерами, а, наоборот, возвышает и укрепляет наш дух.

После победы Давида над Голиафом Саул сделал его своим военачальником и выдал за него дочь Мелхолу. Сын Саула, Ионафан, также был свидетелем подвига Давида. Восхищённый его храбростью и доблестью, в знак верной дружбы Ионафан подарил ему свои воинские доспехи. Было тогда Давиду всего 16 лет...

Огромную славу и уважение среди израильского народа снискал Давид. Саул не мог смириться с этим, он начал жестоко преследовать Давида, а однажды приказал слугам убить его. Узнав о злодейском намерении отца, Ионафан предупредил Давида об опасности. Они встретились тайно за городом. Наступила трагическая минута прощания. Давид трижды поклонился своему верному другу, а Ионафан крепко обнял его и расцеловал. Расставаясь, оба плакали и клялись друг другу в вечной дружбе. Они даже не подозревали, что больше им никогда не суждено будет увидеться.

Трогательную сцену прощания запечатлел Рембрандт в картине «Давид и Ионафан». Печально и спокойно лицо Ионафана. Его взор устремлён вниз, на голову припавшего к нему друга. Золотые волосы Давида рассыпались по плечам. Порыв молодого человека как будто сдерживается величественной фигурой царского сына. Лишь движение рук Ионафана, бережно обнимающего юношу, выражает искреннюю нежность и преданную любовь. В каждом жесте, в каждой детали картины художник передаёт с трудом сдерживаемое горе, безмерную тоску ещё неокрепшей юношеской души.

Рембрандт. Давид и Ионафан. 1642 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всё погружено в глубокий мрак. Вдали едва различимы очертания Иерусалимского дворца, его башни и купола. Тёмное, мрачное, грозовое небо как неотвратимая судьба, грозящая разрушить хрупкое счастье людей. Но откуда эти блики золотистого цвета, пытающегося пробиться сквозь тёмные тучи горизонта? Их яркое сияние выхватывает из темноты лишь две фигуры, Давида и Ионафана, как бы приглашая зрителей пристальнее всмотреться в происходящее. Светлые блики искрятся на богатых восточных одеждах Ионафана, они переливаются на украшениях и драгоценных узорах золотого меча. И мы понимаем, что ни вражда, ни ненависть не способны разрушить их дружбу.

Удалился Давид в пустыню и ещё долго скрывался от преследований Саула. Лишь после его смерти он стал царём Израиля. В памяти народа Давид остался одним из самых лучших и любимых правителей.

А. Верроккьо. Давид. 1476 г. Национальный музей Барджелло, Флоренция

 


Л. Бернини. Давид. 1623 г. Галерея Боргезе, Рим

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему израильский царь Саул, прежде любимый народом, потерял его уважение? Почему царём израильского народа вскоре был избран юноша Давид? Как Саул преследовал своего соперника?
  2. Как удалось Давиду победить великана Голиафа? Что, кроме бесстрашия, проявил он в этом поединке? Как вы думаете, почему деятели искусства так часто обращались к этому библейскому сюжету? Чем этот сюжет интересен лично вам? Почему?
  3. Сравните скульптурные изображения Давида, выполненные Донателло и Микеланджело. Что отличает эти произведения? Какой способ характеристики героя выбирает каждый из авторов? В чём особенности его художественного воплощения?
  4. Какова история создания скульптуры Давида Микеланджело? Почему именно это произведение прославленного мастера стало художественным символом эпохи Возрождения и воспринималось как гимн духовному и физическому величию Человека?
  5. Какую роль в судьбе Давида сыграл сын Саула Ионафан? Что и как об этом рассказывает картина Рембрандта? Какие чувства вызывает у вас это произведение? Почему? Что, по-вашему, усиливает драматизм его восприятия?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь со скульптурными изображениями Давида, выполненными итальянскими художниками А. Верроккьо и Л. Бернини. Как вы думаете, чем этот библейский герой привлекал внимание авторов? Что отличает эти произведения от уже известных вам работ Донателло и Микеланджело? В чём состоит замысел каждого из них? Каким вы представляете себе Давида? Нарисуйте его.
  2. Посмотрите видеофильм «Царь Давид» (режиссёр Б. Бересфорд, в главной роли — Ричард Гир, 1985). Поделитесь своими зрительскими впечатлениями. Насколько точно передан библейский сюжет в этом фильме? Понравилась ли вам игра актёров? Каковы ваши впечатления о декорациях, музыкальном сопровождении фильма?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru