|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник МХК для 6 класса ИСКУССТВОМечты о Земле обетованной*Таких чудес не слыхано доныне:
Л. А. Мей Прошло много лет. Умер Иаков и все его сыновья. После смерти Иосифа стали забывать его в Египте, поэтому всё труднее жилось там израильскому народу. Злой и жестокий фараон изнурял евреев тяжёлой работой, наказывал их за малейшее ослушание. Не раз фараон задумывался: не слишком ли много у него рабов? А что, если евреи станут сильнее египтян? А если они восстанут против него? И повелел фараон убивать всех мальчиков, рождающихся у евреев.
И вот у одной рабыни родился сын. Испугалась бедная женщина, что её ребёнка убьют. Сплела она камышовую корзинку, положила туда дитя, как в колыбель, и попросила свою дочь опустить её в реку. В это время вышла к реке дочь фараона со своими служанками, услышала плач ребёнка и приказала рабыне принести его. Понравился ей мальчик, сжалилась она над ним и взяла ребёнка к себе во дворец. А имя ему дала Моисей, что означает «в воде найденный». Не раз обращались художники к этому библейскому сюжету. Рассмотрим одну из картин. Её автор — итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Веронезе. Называется она «Нахождение Моисея». Картина привлекает внимание изысканностью и богатством красок. Действие разворачивается на живописном берегу реки, на фоне красивейшего городского пейзажа. Несмотря на небольшие размеры полотна (50 х 43 см), картина производит впечатление монументальности и величественности. На переднем плане изображены фигуры молодых женщин в красивых нарядных одеяниях. Среди них, в центре, дочь фараона в блестящем атласном платье, расшитом золотом. Она с любопытством разглядывает только что найденного малыша. Рядом — её служанка, держащая ребёнка на руках. Изображённое на картине больше напоминает пышное театральное действо с великолепными декорациями, чем сюжет известной библейской легенды. Впрочем, венецианский художник всегда отличался тончайшим декоративным вкусом и относился к жизни как к празднику.
П. Веронезе. Нахождение Моисея. 1570—1575 гг. Прадо, Мадрид Нелегко складывалась жизнь Моисея в доме фараона. И хотя он был окружён вниманием и любовью, научен всей мудрости египетской, он очень жалел свой народ, который по-прежнему влачил рабское существование. Не раз Моисей спасал евреев от гибели, но однажды ему пришлось убить египтянина. Дольше оставаться в доме фараона было нельзя, и Моисей убежал из Египта в другую страну, Аравию, поклявшись, что ещё вернётся помочь своему народу. Поселился Моисей у священника Иофора. Однажды, когда он пас овец, увидел терновый куст, объятый пламенем. Куст горел, но не сгорал. Никогда не видел Моисей такого чуда в виде огромного огненного цветка, растущего в поле! «Так и мой народ в рабстве горит — не сгорает», — подумал он и услышал глас Божий: «Моисей! Моисей!., не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 4—5). Закрыл Моисей лицо руками: так боялся он посмотреть на Бога. Ещё сильнее почувствовав страдания своего народа в Египте, услышав его стоны, он решил избавить его от рабства и вывести в родную землю Ханаанскую. Сюжет чудесного прозрения Моисея у пылающего тернового куста запечатлён в картине Доменико Фетти «Моисей перед горящим кустом».
Д. Фетти. Моисей перед горящим кустом 1604 г. Музеи истории искусств, Вена Возвратился Моисей в Египет, чтобы вывести многострадальный еврейский народ из рабства. Вышло с ним до шестисот тысяч человек, не считая жён и детей. Им предстоял нелёгкий путь через Красное море.
И. К. Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891 г. Частное собрание Когда Израиля в пустыне враг настиг,
А. Н. Апухтин Пожалел Господь беглецов и превратил море в сушу. «Воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались египтяне и вошли за ними в середину моря. И сказал Господь Моисею: «...простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их...» Так потопил Господь египтян среди моря» (Исх. 14: 22—23, 26—27). Сомкнулись морские волны над войском фараона, поглотили его. Сынам же израилевым удалось спастись и избежать погони.
Переход через Красное море. Книжная миниатюра из византийской Псалтыри. X в. Во время исхода евреев из Египта в Землю обетованную Моисей по воле Бога не раз творил чудеса. Много дней шли люди через пустыню. Кончились съестные припасы, и стали они роптать на Моисея. Но однажды утром увидели они на кустах серебристый иней. Что бы это могло быть? Оказалось, что это крупа. Стали они собирать её в корзины и есть. А крупу эту назвали манной небесной, потому что упала она с неба.
Н. Пуссен. Сбор манны в пустыне. 1637—1639 гг. Лувр, Париж Драматизм происходящего в картине французского художника Никола Пуссена «Сбор манны в пустыне» призваны передать ритм движений, позы и жесты людей. Автор запечатлел самое начало чудесного действа, а потому среди множества людей, изнурённых голодом, мы видим и тех, кто пытается помочь и утешить друг друга, и тех, кто, потеряв всякую надежду, впал в отчаяние. Многие простирают руки к небу, моля о спасении. И лишь некоторые с удивлением взирают на белые крупинки манны небесной, пытаясь собрать её. Свершившееся чудо так неожиданно, что они тут же забывают о голоде. На их фоне отчётливо выделяется величественная фигура пророка Моисея с высоко поднятой вверх рукой. Он указывает на небо, давая понять, кому люди обязаны столь щедрым подарком. О страданиях людей на пути к Земле обетованной рассказывает и картина Никола Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы», в которой художнику удалось передать глубокий драматизм происходящего. В центре изображена группа людей, воплощающих страдание. Среди них мать, лицо которой хранит следы мучительных переживаний. Она бережно передаёт кувшин, наполненный водой, для ребёнка. Измождённый трудным путём и жаждой воин терпеливо ждёт своей очереди.
Н. Пуссен. Моисей, источающий воду из скалы. 1649 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Вопросы и задания для самоконтроля
Творческая мастерская
|
|
Узнать стоимость написания
|