Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Мечты о Земле обетованной*

          Таких чудес не слыхано доныне:
          Днём облако, а ночью столп огня,
          Вслед за собой толпу несметную маня,
          Несутся над песком зыбучим по пустыне,
          И, Богом вдохновлён, маститый вождь ведёт
          В обетованный край свой избранный народ.

Л. А. Мей

Прошло много лет. Умер Иаков и все его сыновья. После смерти Иосифа стали забывать его в Египте, поэтому всё труднее жилось там израильскому народу. Злой и жестокий фараон изнурял евреев тяжёлой работой, наказывал их за малейшее ослушание. Не раз фараон задумывался: не слишком ли много у него рабов? А что, если евреи станут сильнее египтян? А если они восстанут против него? И повелел фараон убивать всех мальчиков, рождающихся у евреев.

И вот у одной рабыни родился сын. Испугалась бедная женщина, что её ребёнка убьют. Сплела она камышовую корзинку, положила туда дитя, как в колыбель, и попросила свою дочь опустить её в реку. В это время вышла к реке дочь фараона со своими служанками, услышала плач ребёнка и приказала рабыне принести его. Понравился ей мальчик, сжалилась она над ним и взяла ребёнка к себе во дворец. А имя ему дала Моисей, что означает «в воде найденный».

Не раз обращались художники к этому библейскому сюжету. Рассмотрим одну из картин. Её автор — итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Веронезе. Называется она «Нахождение Моисея». Картина привлекает внимание изысканностью и богатством красок. Действие разворачивается на живописном берегу реки, на фоне красивейшего городского пейзажа. Несмотря на небольшие размеры полотна (50 х 43 см), картина производит впечатление монументальности и величественности. На переднем плане изображены фигуры молодых женщин в красивых нарядных одеяниях. Среди них, в центре, дочь фараона в блестящем атласном платье, расшитом золотом. Она с любопытством разглядывает только что найденного малыша. Рядом — её служанка, держащая ребёнка на руках. Изображённое на картине больше напоминает пышное театральное действо с великолепными декорациями, чем сюжет известной библейской легенды. Впрочем, венецианский художник всегда отличался тончайшим декоративным вкусом и относился к жизни как к празднику.

П. Веронезе. Нахождение Моисея. 1570—1575 гг. Прадо, Мадрид

Нелегко складывалась жизнь Моисея в доме фараона. И хотя он был окружён вниманием и любовью, научен всей мудрости египетской, он очень жалел свой народ, который по-прежнему влачил рабское существование. Не раз Моисей спасал евреев от гибели, но однажды ему пришлось убить египтянина. Дольше оставаться в доме фараона было нельзя, и Моисей убежал из Египта в другую страну, Аравию, поклявшись, что ещё вернётся помочь своему народу.

Поселился Моисей у священника Иофора. Однажды, когда он пас овец, увидел терновый куст, объятый пламенем. Куст горел, но не сгорал. Никогда не видел Моисей такого чуда в виде огромного огненного цветка, растущего в поле! «Так и мой народ в рабстве горит — не сгорает», — подумал он и услышал глас Божий: «Моисей! Моисей!., не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 4—5). Закрыл Моисей лицо руками: так боялся он посмотреть на Бога. Ещё сильнее почувствовав страдания своего народа в Египте, услышав его стоны, он решил избавить его от рабства и вывести в родную землю Ханаанскую. Сюжет чудесного прозрения Моисея у пылающего тернового куста запечатлён в картине Доменико Фетти «Моисей перед горящим кустом».

Д. Фетти. Моисей перед горящим кустом 1604 г. Музеи истории искусств, Вена

Возвратился Моисей в Египет, чтобы вывести многострадальный еврейский народ из рабства. Вышло с ним до шестисот тысяч человек, не считая жён и детей. Им предстоял нелёгкий путь через Красное море.

И. К. Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891 г. Частное собрание

          Когда Израиля в пустыне враг настиг,
          Чтоб путь ему пресечь в обещанные страны,
          Тогда Господь столп облачный воздвиг,
          Который разделил враждующие станы.
          Одних он тьмой объял до утренних лучей,
          Другим всю ночь он лил потоки света.

А. Н. Апухтин

Пожалел Господь беглецов и превратил море в сушу. «Воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались египтяне и вошли за ними в середину моря. И сказал Господь Моисею: «...простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их...» Так потопил Господь египтян среди моря» (Исх. 14: 22—23, 26—27). Сомкнулись морские волны над войском фараона, поглотили его. Сынам же израилевым удалось спастись и избежать погони.

Переход через Красное море. Книжная миниатюра из византийской Псалтыри. X в.

Во время исхода евреев из Египта в Землю обетованную Моисей по воле Бога не раз творил чудеса. Много дней шли люди через пустыню. Кончились съестные припасы, и стали они роптать на Моисея. Но однажды утром увидели они на кустах серебристый иней. Что бы это могло быть? Оказалось, что это крупа. Стали они собирать её в корзины и есть. А крупу эту назвали манной небесной, потому что упала она с неба.

Н. Пуссен. Сбор манны в пустыне. 1637—1639 гг. Лувр, Париж

Драматизм происходящего в картине французского художника Никола Пуссена «Сбор манны в пустыне» призваны передать ритм движений, позы и жесты людей. Автор запечатлел самое начало чудесного действа, а потому среди множества людей, изнурённых голодом, мы видим и тех, кто пытается помочь и утешить друг друга, и тех, кто, потеряв всякую надежду, впал в отчаяние. Многие простирают руки к небу, моля о спасении. И лишь некоторые с удивлением взирают на белые крупинки манны небесной, пытаясь собрать её. Свершившееся чудо так неожиданно, что они тут же забывают о голоде. На их фоне отчётливо выделяется величественная фигура пророка Моисея с высоко поднятой вверх рукой. Он указывает на небо, давая понять, кому люди обязаны столь щедрым подарком. О страданиях людей на пути к Земле обетованной рассказывает и картина Никола Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы», в которой художнику удалось передать глубокий драматизм происходящего. В центре изображена группа людей, воплощающих страдание. Среди них мать, лицо которой хранит следы мучительных переживаний. Она бережно передаёт кувшин, наполненный водой, для ребёнка. Измождённый трудным путём и жаждой воин терпеливо ждёт своей очереди.

Н. Пуссен. Моисей, источающий воду из скалы. 1649 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему Моисей стал тем героем, которому было суждено спасти израильский народ из египетского плена? Каково происхождение Моисея? Какое художественное воплощение оно получило в известных вам произведениях искусства?
  2. В чём вы видите символический смысл легенды о неопалимой купине, несгорающем терновом кусте? Какую интерпретацию этого сюжета даёт итальянский живописец Д. Фетти в картине «Моисей перед горящим кустом»?
  3. В чём вы видите характерные особенности воплощения сюжета о переходе евреев через Красное море в книжной миниатюре X в. и картине И. К. Айвазовского?

Творческая мастерская

  1. Какие чудесные деяния совершил Моисей на пути к Земле обетованной? Какое художественное воплощение они нашли в картинах французского художника И. Пуссена? Соберите информацию об этом сюжете и подготовьте презентацию для одноклассников. Используйте в работе ресурсы Интернета (http://images.yandex.ru/ и http://images. google.ru/).
  2. Обратитесь к словарю крылатых выражений (например, к книге Э. А. Вартаньяна «Из жизни слов», любое издание) и попробуйте объяснить смысл и происхождение выражений: тьма египетская, неопалимая купина, манна небесная, земля обетованная. В каких жизненных ситуациях вы могли бы ими воспользоваться? Поясните свой ответ.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru