Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Иосиф и его братья

          И кто, житейское отбросив,
          Не плакал в детстве, прочитав,
          Как братьев обнимал Иосиф
          На высоте честей и слав!

В. Я. Брюсов

Двенадцать сыновей было у Иакова, но больше всех любил он одного из младших, Иосифа, не скрывая своего предпочтения перед остальными братьями. Все братья ходили в простой, грубой одежде, а своему любимцу отец подарил красивое цветное платье. Не могли братья не завидовать Иосифу. Чувствуя себя обиженными и обделёнными, не хотели они больше терпеть и прощать его безнаказанных насмешек и наушничества отцу. Тогда и возник у братьев коварный план убийства Иосифа.

Долго не решались они осуществить свой замысел, но однажды им представилась такая возможность. Когда в очередной раз отец прислал Иосифа на пастбище проверить, как они пасут скот, братья, не желая проливать кровь, решили связать его и оставить, обрекая на голодную смерть. Набросились они на подошедшего Иосифа, сорвали с него красивую одежду, связали и бросили в ров. Но тут послышался звон бубенцов. Это приближался караван верблюдов с купцами, вёзшими товары в Египет. Решили братья продать Иосифа купцам за 20 серебряных монет...

Русский художник Константин Дмитриевич Флавицкий запечатлел этот сюжет в картине «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Возбуждённые немалой прибылью, братья, кажется, и вовсе забыли об Иосифе, только что проданном ими в рабство. Расположившись неподалёку от вырытого рва, они с удовольствием пересчитывают серебряные монеты. А в это время купцы вытаскивают связанного Иосифа и усаживают его на верблюда. По оживлённому выражению их лиц, энергичным жестам и позам можно судить о том, что они вполне довольны приобретённым товаром. В скором времени они надеются выгодно сбыть его в Египте.

К. Д. Флавицкий. Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Контрастность композиции и насыщенная цветовая гамма картины лишь усиливают драматизм происходящего. Бедному Иосифу не приходится рассчитывать на милосердие братьев. Занятые своим делом, они даже не смотрят в его сторону. На фоне их ярко-крас-ных и белых одежд бледный и измученный Иосиф кажется ещё более беспомощным и беззащитным. Когда караван ушёл, братья закололи козлёнка, вымазали кровью одежду Иосифа и принесли её Иакову. Горько заплакал отец, долго оставался он неутешным в своём горе.

Картина принесла К. Д. Флавицкому большую золотую медаль Академии художеств.

Не раз обращались художники к эпизоду, когда братья приносят Иакову окровавленное платье Иосифа. В правой части картины испанского художника Диего Веласкеса «Одежда Иосифа» мы видим поражённого страшным известием Иакова. Не в силах поверить в смерть сына, он в ужасе устремляется навстречу окровавленной одежде, пытаясь найти хоть какое-то опровержение случившемуся. Безутешен в горе Иаков, лишь повторяет слова: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37: 35). А слева трусливо жмутся друг к другу его сыновья, заговорщически переговариваясь между собой.

Д. Веласкес. Одежда Иосифа. Ок. 1630 г. Дворец Эскориал, Мадрид

Всё дальше шёл караван, а вместе с ним и Иосиф, удаляясь от родного дома... В Египте Иосиф попал в дом начальника телохранителей фараона. Своей добросовестной службой и огромным трудолюбием он завоевал расположение хозяина. Но однажды по несправедливому наговору Иосиф был брошен в темницу. Когда сюда в скором времени привели новых узников, виночерпия и хлебодара фараона, он сумел истолковать их странные сны. Одному он предсказал скорое освобождение, а другому — близкую смерть.

В одной из ранних картин русского художника Александра Андреевича Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару» рассказывается о том, как человек легко может стать игрушкой в руках слепой судьбы. Спокоен и невозмутим Иосиф, изображённый в центре полотна. Указующий жест его руки, поднятой вверх, красноречиво говорит об удивительном даре провидения и правильности предсказания судьбы несправедливо брошенных в темницу узников. Каждый из них дорожит жизнью и не хочет нести незаслуженное наказание. Но им уготована разная участь.

А. А. Иванов. Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару. 1827 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За спиной Иосифа — виночерпий. Он в радостном возбуждении крепко держится за Иосифа, как будто боится выпустить из рук данную им надежду на спасение. Совсем иные чувства владеют хлебодаром. В смятении и тревоге глядит он застывшими от изумления глазами в тёмное пространство, пытаясь разглядеть свою печальную судьбу. Рукой он решительно отстраняет Иосифа, как будто хочет отвести от себя его мрачное предсказание.

П. Корнелиус. Иосиф толкует сон фараона. 1816—1817 гг. Государственные музеи, Берлин

Художник мастерски использует приём контрастной светотени, помогающей передать тревожную атмосферу происходящего. Хотя в целом картина погружена в темноту, яркие блики света выхватывают лица и фигуры героев, раскрывают сложный мир их чувств и переживаний.

Обладая даром провидения, Иосиф не раз впоследствии объяснял сны самому фараону, за что был назначен управителем Египта. В своей душе он также найдёт силы простить коварных братьев и встретиться с любимым отцом.

П. Корнелиус. Иосиф, узнаваемый братьями. 1816—1817 гг. Государственные музеи, Берлин

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему братья возненавидели Иосифа? В чём проявились их жестокость и коварство? Как им удалось осуществить свой замысел?
  2. Какое художественное воплощение получил этот сюжет в картине русского художника К. Д. Флавицкого? Какими художественными средствами в ней передан драматизм происходящего?
  3. В чём вы видите поучительный смысл картины А. А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару»? Как переданы в ней чувства героев? Какое решение конфликта предложено автором?

Творческая мастерская

  1. Толкование какого сна фараона (Быт. 41: 1—38) принесло освобождение и славу Иосифу? Познакомьтесь с фресками немецкого художника П. Корнелиуса «Иосиф толкует сон фараона» и «Иосиф, узнаваемый братьями». Почему так по-разному собравшиеся слушают прорицания Иосифа?
  2. Используя первоисточник (Быт. 41: 39—57), самостоятельно познакомьтесь с дальнейшей судьбой Иосифа. Как вы считаете, благодаря каким поступкам и качествам характера он заслужил особое расположение фараона? Как произошла встреча братьев в Египте (Быт. 45: 1—24)? Почему Иосиф великодушно простил братьев и как это его характеризует?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru