|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник МХК для 5 класса Мировая художественная культураПрометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»Зло терплю
Эсхил. Прометей Прикованный Прометей — титан. После победы богов над титанами он добровольно вступил в союз с богами-олимпийцами, но при этом сохранил свою независимость, мудрость и смелость суждений. Ему жаль братьев, Атланта и Тифона, жестоко наказанных Зевсом: Довольно и того, что сердце рвет мое
Эсхил. Прометей Прикованный Много пользы принес Прометей людям. Согласно некоторым источникам, именно он первым вылепил их из земли и воды. Он создал их смотрящими не вниз, на землю, а вверх — на небо. Замешав «молодую землю» «речною водою»,
Овидий. Метаморфозы Этот миф нашел широкое отражение в произведениях античного искусства: в греческой вазописи, рельефах саркофагов. Рассмотрим рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Прометей сидит на скале под сенью дерева и держит на коленях маленького человечка. Он только что вылепил его и теперь наносит последние штрихи. Богиня мудрости Афина помогает Прометею, наделяя людей душой и разумом. Высоко поднятым жестом руки Афина сажает на голову одного из них бабочку — символ человеческой души.
Прометей, создающий первого человека. Рельеф саркофага. III в. до н. э. Капитолийские музеи, Рим Разумеется, Зевс не может примириться с тем, что Прометею принадлежит заслуга создания людей, что он наделен даром предсказания их судьбы. Зевсу ясно одно: миром не могут править два создателя одновременно. А между тем дерзкий Прометей продолжает вмешиваться в спор между людьми и богами. Что люди должны приносить им в жертву? И вот Прометей, решив испытать Зевса, идет на хитрость. Он берет быка, рубит его тело на куски и делит их на две части. Лучшие куски он заворачивает в шкуру быка и кладет сверху желудок — самый плохой кусок. Затем собирает кости, искусно укладывает их, покрывая блестящим жиром. Ничего не подозревающий Зевс берет вторую часть, как самую большую, но сразу же раскрывает обман Прометея. Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо,
Гесиод. Теогония Чтобы отомстить Прометею, Зевс отнимает у людей огонь, давая при этом понять, кто истинный правитель человечества и кому оно должно поклоняться. Но Прометея не смутил такой поступок Зевса, он готов продолжать с ним поединок. И вновь Прометей прибегает к хитрости. Придя на Олимп, он незаметно похищает искру от божественного огня и прячет ее в тростнике, а затем приносит на землю и дарит людям. Этот дерзкий поступок Прометея не мог остаться безнаказанным. Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале на Кавказе и подвергнуть жестокому мучению. Каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень титана. К популярному мифологическому сюжету обращались многие деятели искусства. В картине фламандских художников Питера Рубенса и Франса Снейдерса «Прикованный Прометей» изображена сцена, в которой Прометей показан прикованным за кисти рук и голени к скале. Он корчится от страшных мук, а в это время огромный орел, распростерший над ним свои крылья, раздирает клювом и когтями его печень. Рядом Гермес, посланный Зевсом убедиться в страшных мучениях Прометея. Огромная по размерам картина (9 X 8) производила на зрителей сильнейший эффект благодаря широкому размаху крыльев хищника, распростертых над могучим прикованным телом пленника. Общий замысел картины принадлежал Рубенсу, орел был выполнен художником Снейдерсом, в то время работавшим в его мастерской.
Рубенс, Снейдерс. Прикованный Прометей. 1618—1620 гг. Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн Не менее выразителен этот мифологический сюжет в скульптуре Федора Гордеевича Гордеева «Прометей, терзаемый орлом», которая принесла начинающему автору звание академика. Образ Прометея стал символом свободолюбивых стремлений, а похищенный им огонь — символом просвещения. Не случайно на подножии изваяния лежит пылающий факел — красноречивый намек, раскрывающий замысел художника. Сильно искривленные пальцы напряженной вытянутой ноги, крепко сжатая в кулак правая рука, вцепившаяся в прядь волос левая, открытый кричащий рот призваны передать мучительные страдания Прометея. Но основной замысел автора не сводился только к изображению нестерпимой физической боли героя. Главным было воплощение терпеливого и гордого страдания мученика, а также волевого порыва, воплощенного в выражении лица героя. Необычность силуэта, эффектный разворот фигур, сдержанное внутреннее движение придают особую выразительность скульптурному образу. Удачно выбранный материал помог воплотить замысел почти с ювелирной точностью и блестящим мастерством.
Ф. Г. Гордеев. Прометей, терзаемый орлом. Бронза. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Миф О Прометее нашел широкое ОТра- Эсхил. Римская жение и в произведениях литературы. Но копия с греческого как по-разному представляли его писате- оригинала ли! В «Теогонии» Гесиода Прометей примитивен и груб. Он всего лишь хитрый обманщик, справедливо наказанный Зевсом. Римский поэт Гораций также говорит о «злом обмане» Прометея, что похищенный им огонь повлек за собой многочисленные болезни у людей и сократил им жизнь. Совершенно иначе представлен Прометей в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Здесь он показан страдающим мучеником, пожертвовавшим собой ради людей. Немало добрых дел на счету Прометея. Он научил людей жить в обществе, изобрел разные науки и ремесла. Благодаря ему люди строят дома и корабли, умеют читать, считать и писать, различают времена года. Он «открыл им способы смешенья снадобий уврачеваю-щих, чтоб злую ярость всех болезней отражать». «От Прометея у людей искусства все». Сам он владеет «наукой прорицанья» и может истолковать «природу сновидений». В конечном счете этот особый дар прорицания вынудил Зевса послать сына Геракла освободить Прометея в обмен на раскрытие тайны своего будущего. На пути к одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид — Геракл освободит Прометея. Миф о Прометее оказался наиболее устойчивым в истории искусства. Никакие социальные вихри и потрясения не смогли стереть его из памяти человеческой. Особой популярностью он пользовался в романтическую эпоху в XIX в. Тогда Прометей воспринимался как символ свободы, он стал олицетворением художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Таким мы видим Прометея в стихотворениях поэтов Гёте и Байрона. Не менее интересны и музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Особенно часто к нему обращались композиторы-романтики XIX в. Немецкому композитору Францу Шуберту принадлежит героическая ария «Прометей» на слова поэта Гёте, главная тема которой — беззаветная любовь к свободе. Венгерский композитор Ференц Лист является автором симфонической поэмы «Прометей», в которой главный акцент сделан не на подвиге, а на драматизме переживаний героя. Тема Прометея положена в основу финала «Третьей (Героической)» симфонии Людвига ван Бетховена, рассказывающей о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и о его доблестной, героической смерти. XX век подарил миру одно из удивительных музыкальных произведений — симфонию Александра Николаевича Скрябина «Прометей», или «Поэма огня» (1909—1910). Все свои помыслы композитор сосредоточил на одной цели — сочинить величественную музыку, прославляющую безграничную силу человеческого духа и разума. Образ Прометея был для Скрябина символом активной энергии Вселенной. Когда начинаешь слушать эту удивительную музыку, в воображении возникает картина первозданного мира. Она передана знаменитым «прометеевым аккордом», из которого постепенно вырастают образы «космического тумана», тревога и таинственность, напоминающие хаос. Господствующей краской в цветовой гамме «Прометея» не случайно стала фиолетовая, напоминающая сумерки. Из хаоса, скованного тьмой, возникают сменяющие друг друга темы борений, смысл которых сводится к стремлению к вершинам, свету и торжеству чувства.
Портрет композитора А. Н. Скрябина и титульный лист партитуры симфонии «Прометей» При исполнении «Прометея» А. Н. Скрябин намеревался использовать свет. Такого еще не было ни у одного композитора мира. Автор обозначил, как должно меняться цветовое освещение зала во время исполнения симфонии. По замыслу композитора, это должно было привести в соответствие свет и звук. К сожалению, Скрябину не суждено было осуществить свой замысел, так как в его распоряжении не было соответствующих технических средств. Лишь в наше время это удивительное сочинение было исполнено так, как мечтал автор. Концертный зал погружен в полумрак... С первым же аккордом на огромном экране возникают волны цвета, которые постоянно меняют окраску. От сумрачнолилового до яркого цвета. С каждой новой музыкальной темой рождается и новая светоцветовая волна. Присутствующие в зале уже не могут понять, слышат ли они музыку или видят игру света. В этой необычайной светомузыке они чувствуют томление души, ее порывы. И снова неопределенность, таинственная загадочность мироздания. А в конце — ликующее звучание всего оркестра, хора и ослепительный солнечный свет, заливающий экран и весь зал. Вопросы и задания
Творческая мастерская
Каким показан Прометей в баснях Эзопа? Подберите ко второй басне соответствующие пословицы в русском языке. В каких жизненных ситуациях они могут быть применимы? 1 Мом — олицетворение злословия и насмешки в греческой мифологии.
|
|
|