Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Окружение Зевса

        Громовержец, разве может
        Человеческая сила
        Власть твою преодолеть?
        Зевс, один не побежденный
        Сном, владыкой всех живущих,
        И теченьем быстрых лет,
        Не стареющий, всесильный, —
        Над Олимпом светозарным
        В блеске вечном ты царишь.

Софокл. Антигона
(Перевод Д. С. Мережковского)

Своим постоянным местопребыванием Зевс выбрал гору Олимп. Некогда ее вершина казалась людям недоступной и таинственной. По небесному своду Зевс проложил Млечный Путь, по которому боги отправлялись на Олимп пировать. Постепенно преобразуя мир, Зевс породил богов, приносящих в него законы, порядок, науки, искусства и мораль.

Среди ближайшего окружения Зевса: Гера — богиня законного супружества и покровительница браков, Деметра — богиня плодородия и земледелия, Гестия — покровительница домашнего очага, Аполлон — бог Солнца и покровитель искусств, Артемида — богиня охоты и целомудрия, Гефест — бог огненной стихии и кузнечного ремесла, Арес — неукротимый бог войны, Афина — богиня мудрости и справедливой войны, Афродита — богиня любви и красоты и Гермес — вестник богов, покровитель путников и торговли. Все они подчиняются ему беспрекословно.

Боги на Олимпе. Фрагмент фриза. Ок. 525 г. до н. э. Национальный музей, Дельфы

        Боги другие, колико не есть их на светлом Олимпе,
        Все мы тебе повинуемся, каждый готов покориться.

Гомер. Илиада
(Перевод П. П. Гнедича)

Живется богам весело и беззаботно. Пируют на Олимпе могущественные боги, наслаждаясь амброзией, восстанавливающей силу и дающей бессмертие, а жажду утоляют нектаром. Нет на Олимпе и недостатка в развлечениях. Хариты (богини вечной радости) водят хороводы и поют песни. А иногда за кифару (струнный щипковый музыкальный инструмент) берется сам Аполлон. Девять муз (дочери Мнемозины и Зевса) подпевают ему.

Нередко художники обращались к изображению пира богов. На западном фризе Парфенона запечатлена торжественная процессия афинских граждан, выполненная скульптором Фидием (нач. V в. до н. э. — ок. 431—432 гг. до н. э.). Скачут всадники, проезжают колесницы, юноши, идущие друг за другом, ведут жертвенных животных, девушки несут корзины с дарами. Все олимпийские боги собрались здесь. Любуясь происходящим, они в непринужденных позах расположились на скамьях. Ничто не может нарушить покой пирующих богов, кажущихся простыми и доступными, как люди.

Собрание олимпийских богов. Роспись краснофигурной вазы. V в. до н. э.

Традиционными атрибутами Зевса являются молнии (громовые стрелы), скипетр — символ царской власти и орел, исполняющий многие его поручения.

Однажды Зевс увидел на земле юношу Ганимеда, сына троянского царя. Посчитав, что земля — недостойное место для столь красивого юноши, он принял облик своего любимого орла и спустился на землю... Ничего не подозревающий юноша любезно предложил ему божественный напиток — нектар.

Схватив Ганимеда в свои могучие когти, орел унес его на Олимп, где он стал любимым виночерпием Зевса.

Позднее Ганимед был вознесен богами на небо в виде зодиакального созвездия Водолея.

В скульптурной группе датского художника Бертеля Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» запечатлен идеально красивый юноша Ганимед, склонившийся на коленях к орлу. В правой руке он держит кувшин, из которого только что налил в чашу божественный напиток. Орел жадно пьет этот напиток, но мысли его совсем о другом. Судя по хищному взгляду птицы, он очень скоро осуществит свой коварный замысел.

Не раз художники обращались к этому мифологическому сюжету. Среди них были Рубенс и Рембрандт, создавшие произведения почти в одно и то же время. Но как по-разному они воплотили этот сюжет! Фламандский художник Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) получил заказ от испанского короля Филиппа IV на создание 112 полотен на античные мифологические сюжеты, представленные в «Метаморфозах» Овидия. Такое обращение именно к Рубенсу было отнюдь не случайным, так как он обладал поистине энциклопедическими знаниями античной мифологии. Теперь же у него появилась реальная возможность создать целый мир, населенный богами и героями, нимфами, сатирами и титанами. На помощь он призвал ведущих художников, и уже через 15 месяцев упаковал и отправил в Мадрид 56 холстов. Через год была выслана вторая часть полотен. Король был очень доволен и хотел продолжения работ.

Б. Торвальдсен. Ганимед и орел Зевса. 1817 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Рассмотрим картину Рубенса «Похищение Ганимеда». Красивое тело Ганимеда крепко обхватили когти могучего орла. Похищение было столь неожиданным, что юноша даже не сумел понять, что с ним происходит. В отчаянии подняты вверх его руки, в стремительном и быстром движении разметались волосы и ярко-красный плащ. Что ждет его впереди? Мрачное грозовое небо с темными тучами лишь усиливает тревогу и беспокойство.

Рубенс. Похищение Ганимеда. Ок. 1637— 1638 гг. Прадо, Мадрид

Совсем иначе увидел этот сюжет голландский художник Рембрандт в картине «Похищение Ганимеда». Не очаровательного юношу, а толстого капризного и плачущего ребенка, в котором нет и намека на красоту и грацию, запечатлел здесь художник.

Рембрандт. Похищение Ганимеда. 1635 г. Картинная галерея, Дрезден

Орел крепко схватил Ганимеда за рубашку и правую руку. Полет совершается на фоне сумрачного неба с черными тучами. Несмотря на свой испуг, малыш не выпускает из рук виноградную кисть — явный намек на будущую должность виночерпия. Интересно и то, что, казалось бы, счастливый для простого смертного выбор богов Рембрандт здесь изображает как трагедию. Это не случайно: работа над картиной совпала со смертью сына художника. Таким образом, мифологический сюжет был использован автором для передачи собственных горестных переживаний.

В окружении Зевса Фемида — богиня права, законного порядка и предсказаний, символ его благоустроенного царства, Геба — богиня юности, мойры — богини человеческой судьбы и Ника — крылатая богиня Победы.

Зевс принимает активное участие не только в судьбе богов, но и людей. Он дает им законы, помогает в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных.

Хорошо известен миф о супружеской чете: Филемоне и Бавкиде. Однажды под видом странников Зевс (Юпитер) и Гермес (Меркурий) посетили селение, но никто не пустил их в дом на ночлег. И лишь Филемон и Бавкида гостеприимно открыли им двери своей бедной хижины.

О. А. Кипренский. Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды. 1802 г. Художественный музей, Рига

Этот сюжет отразили Рубенс и позже О. А. Кипренский. В картине Рубенса «Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой» мы видим, как престарелые супруги принялись готовить скудную трапезу. Боясь, что гостям пища покажется не слишком обильной и сытной, Бавкида решила пожертвовать единственным гусем. Но птица, которую она безуспешно пытается поймать в хижине, неожиданно находит убежище у ног Зевса, который не позволяет зарезать ее. Каково же было изумление супругов, когда они увидели, что стол ломится от всевозможных яств.

Рубенс. Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой. 1620—1625 гг.

Покарали боги всех жителей за нечестивость, затопили водой их дома. Хижину же супругов превратили в великолепный храм и наградили их долголетием. Даже умерли они одновременно, а после смерти были превращены в деревья, растущие из одного корня.

        Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида;
        Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень.
        Похолодевшие их увенчались вершинами лица.
        Тихо успели они обменяться приветом. «Прощай же,
        Муж мой!» — «Прощай, о жена!» — так вместе сказали, и сразу
        Рот им покрыла листва. И теперь обитатель Тианы
        Два вам покажет ствола, от единого корня возросших.
        Это не вздорный рассказ, веденный не с целью обмана,
        От стариков я слыхал, да и сам я висящие видел
        Там на деревьях венки; сам свежих принес и промолвил:
        «Праведных боги хранят: погибающий — сам почитаем».

Овидий. Метаморфозы
(Перевод С. Шервинского)

Но на тех, кто не признает культа Зевса или разглашает тайные решения, он посылает страшные проклятия. Жестоко был наказан Тантал за то, что похитил у олимпийских богов нектар и амброзию и угощал ими людей. По другим источникам — спрятал золотую собаку из храма Зевса и совершил при этом клятвопреступление. За это Тантал был низвергнут в подземное царство Аид, где подвергся вечным мучениям. Вот как Гомер описывает их в «Одиссее»:

        Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:
        В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
        Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
        Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
        С шумом она убегала...
        Много росло плодоносных дерев над его головою,
        Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных...
        Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
        Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным.

(Перевод П. П. Гнедича)

Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой привычный облик. Так, к Данае он является в виде золотого дождя, к Семёле — с молниями и громом. Европу он похищает, превратившись в быка, перед Ледой предстает в образе лебедя. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярностью в европейской живописи XVI—XIX вв.

Не менее интересна художественная интерпретация мифа о похищении Зевсом Европы. Он запечатлен в греческой вазописи и пластике, римской мозаике и фресках Помпеи, средневековой книжной миниатюре, живописи и музыке.

Выразительна картина русского художника Валентина Александровича Серова «Похищение Европы». На ней мы видим море, занимающее почти все пространство картины. Его мерно вздымающиеся волны, покрытые рябью, передают безбрежность морского простора. До берега очень далеко, а потому не спастись Европе бегством. Рядом резвятся и играют дельфины. Они радостно сопровождают огромного быка с длинными красивыми рогами, перевитыми гирляндой цветов. На своей спине он несет драгоценную ношу — прекрасную хрупкую Европу, которая крепко держится за его рог. Бык искоса посматривает на нее, любуясь красотой девушки. И от этого его движения становятся более уверенными и плавными. Он легко скользит по морю, оставляя за собой белый пенный след на воде.

В. А. Серов. Похищение Европы. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вопросы и задания

  1. Кто входил в ближайшее окружение Зевса?
  2. Как живут боги на Олимпе? Что мы узнаем об этом из фризов Парфенона работы Фидия?
  3. Какую роль сыграл Зевс в судьбе простого юноши Ганимеда? Какое художественное воплощение получил этот мифологический сюжет в скульптурных и живописных произведениях?
  4. Какое участие и почему принимает Зевс в судьбе Филемона и Бавкиды? Что и как об этом рассказывают Овидий в «Метаморфозах» и картины Рубенса и О. А. Кипренского?
  5. За что был наказан Тантал? Как об этом говорится в «Одиссее» Гомера? Что означает крылатое выражение муки Тантала?
  6. Что рассказывают мифы о возлюбленных Зевса: Данае, Семеле, Европе и Леде? Какую художественную интерпретацию известного мифа предлагает русский художник В. А. Серов в картине «Похищение Европы»?

Ника Самофракийская. Начало II в. до н. э. Лувр, Париж

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с поэтическим изложением мифа о Сизифе в «Одиссее» Гомера:

        Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
        Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
        В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
        Камень двигал он вверх; но, едва достигал до вершины
        С тяжкою ношей, назад устремленный невидимой силой,
        Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
        Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
        Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью...

    (Перевод П. П. Гнедича)

    Какую роль в судьбе Сизифа сыграл Зевс? За что был им наказан Сизиф? Объясните смысл выражения сизифов труд. Рассмотрите картину итальянского художника Тициана «Сизиф». Как в ней передан мифологический сюжет?

  2. Крылатая богиня Ника Самофракийская — наиболее совершенное произведение искусства. Как удалось скульптору передать ее порывистое движение вперед? Чем можно объяснить, что первоначально статуя была установлена на высокой отвесной скале на мраморном постаменте, напоминающем нос боевого корабля?
  3. Малой золотой медалью Российской Академии художеств была отмечена картина О. А. Кипренского «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды». Как вы думаете, почему она была решена художником в духе трагедии? Как в ней переданы чувства всех участников происходящего?
  4. Рассмотрите картину французского художника Жана Доменика Энгра «Юпитер и Фетида». Какой миф о Зевсе был положен в основу картины? Что вы можете рассказать об атрибутах Зевса, изображенных на картине?

Тициан. Сизиф. 1549 г. Прадо, Мадрид

 

Ж. Д. Энгр. Юпитер и Фетида. 1811 г. Лувр, Париж

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru