|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник МХК для 5 класса Мировая художественная культураОрфей и ЭвридикаЛирой, как древний Орфей,
А. А. Дельвиг Продолжая знакомство с богом Аполлоном, нельзя не упомянуть еще один из красивейших мифов об Орфее и Эвридике, с которым связано чудесное рождение музыки. Сколько интереснейших интерпретаций этого мифологического сюжета подарило нам искусство! Он вдохновил на создание прекрасных произведений поэтов и музыкантов, живописцев и скульпторов.
Орфей, сын фракийского царя и музы Каллибпы, обладал чудесным даром пения под аккомпанемент лиры. Его голос смягчал сердца людей, помогал приручать диких животных, заставлял камни сдвигаться с мест, а растения — почтительно склонять перед ним свои ветви. Во время похода аргонавтов за золотым руном он спас товарищей от сирен, околдовавших мореплавателей своим пением. Однажды увидел Орфей лесную нимфу Эвридику и страстно влюбился в нее. Вскоре она стала его женой. Как-то раз она вместе со своими подругами водила хороводы и ее ужалила змея. Упала Эвридика на землю и умерла. Горько оплакивал Орфей смерть любимой жены, исполняя горестные песни по всей Греции. Наконец достиг он царства мертвых Аида, где сумел растрогать сладкозвучным пением свирепого пса Кёрбера (Цербера), богинь мщения — эриний и супругу Аида Персефону. Богиня великодушно разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику, но при этом поставила условие. Он все время должен петь и играть на лире и не оглядываться на ее тень до тех пор, пока они не выйдут на дневной свет. Не сдержал Орфей слова, нарушил запрет и навсегда потерял возлюбленную. Аид мгновенно схватил Эвридику и вернул ее в царство мертвых. Давайте обратимся к поэтическому переложению мифа в «Метаморфозах» Овидия: Вот уж в молчанье немом по наклонной взбираются оба
(Перевод С. Шервинского) Как видим, здесь запечатлен один из самых напряженных и трагичных моментов мифа, когда Орфей обернулся, протянул руки к Эвридике, но ее тень лишь потонула во мраке. Горю и отчаянию Орфея, казалось, не было предела, вторично ему пришлось пережить смерть возлюбленной. Именно этот драматический момент запечатлен в скульптуре Антонио Кановы «Орфей». Видя гибель возлюбленной, Орфей в отчаянии схватился за голову и уронил кифару. Он не замечает этого и машинально продолжает идти дальше, наступив на струны ногой. Мастерски передан естественный трагизм позы, выразительны отчаяние жеста и мимика лица! Сильный разворот фигуры Орфея, данной в сложном ракурсе, передает напряженность, эмоциональность и динамику движения.
А. Канова. Орфей 1776 г. Эрмитаж Санкт-Петербург На цоколе — надпись, сделанная по-латыни: «Пусть оплакивает тебя погубивший». Какое тонкое и живое жизненное наблюдение сумел внести художник в свое произведение! Оказывается, и в «холодном» мраморе можно передать целую гамму чувств: отчаяние, смятение, трагизм... В живописи этот миф не раз вдохновлял художников античности и Возрождения, барокко и классицизма. На одной из античных ваз изображен легендарный певец Орфей. Он очаровывает своим искусством не только людей, но и животных. Этот дар он получил от самого Аполлона. Орфей поет и аккомпанирует себе на кифаре. Четверо воинов стоят рядом и слушают его как завороженные. Но как по-разному они воспринимают музыку и пение! Воин, подходящий справа, будто только что увидел Орфея и еще не успел вслушаться в его пение. Второй, расположившись поближе, уже полностью поглощен звуками музыки. Поставив ногу на край скалы, он внимательно смотрит на поющего. Крайний слева, склонивший голову, захвачен музыкой и погружен в ее звуки. Его товарищ, стоящий ближе всего к Орфею, весь во власти волшебного искусства. От наслаждения он закрыл глаза и вслушивается в сладостную мелодию.
Орфей. Роспись античной вазы. Ок. 450 г. до н. э. Государственные музеи, Берлин. Неисчерпаема эта тема и в музыке. В музыкальных интерпретациях сюжета переданы суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью. Вот уже много веков композиторы различных стран не дают сойти со сцен музыкальных театров мира мифу об Орфее и Эвридике. Для них он — вечно живой образ, олицетворяющий бессмертную силу музыки и любви. С этим мифом связано рождение оперного искусства. На рубеже XVI и XVII вв., возрождая античную трагедию, создатели первых опер именно в античной мифологии черпали свое творческое вдохновение. В 1600 г. во Флоренции итальянский композитор Якоб Пери написал оперу «Эвридика», в которой впервые соединил музыку и сценическое действо. На сцене театра пастухи и пастушки, радостно поющие о предстоящей свадьбе Орфея и Эвридики. Звучит выразительная партия главного героя — Орфея. Меняются декорации: сначала появляется подземное царство, куда направляется Орфей за своей возлюбленной, затем на сцену опускается красная ткань, символизирующая огненные языки пламени, в скалах зияют страшные расселины... Вопреки трагической развязке мифа, оперное действо заканчивается вполне счастливо. Орфей, покорив подземных богов искусством пения, благополучно возвращается с Эвридикой на землю. Представление завершается радостным пением и танцами.
Портрет композитора К. В. Глюка и титульный лист парижского издания оперы «Орфей» После этого знаменательного события к сюжету об Орфее и Эвридике обращались многие композиторы, в их числе: Клаудио Монтеверди, Кристоф Глюк, Йозеф Гайдн и Ференц Лист. К шедеврам мирового музыкального искусства по праву можно отнести оперу немецкого композитора Глюка «Орфей» (1762), впервые поставленную на сцене оперного театра Вены. В известном мифологическом сюжете, который до него уже использовали несколько десятков композиторов, автора привлекло глубоко человечное и возвышенное содержание. Глюк решительно отверг развлекательные пляски и запутанные интриги в произведениях своих предшественников. Ему особенно хотелось подчеркнуть и усилить трагедийное звучание мифа. Вот почему в опере на первый план он выдвигает столкновение роковых сил и воли певца Орфея, его готовность бороться за встречу с любимой женой Эвридикой. «Простота, правда и естественность» стали главным критерием работы композитора. Увертюра являлась не просто красивой музыкой, она полностью подчинялась общему характеру действия и помогала раскрыть внутренний мир героев.
В. Д. Поленов. Эскиз декорации к опере К. В. Глюка «Орфей». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сцены оплакивания возлюбленной в подземном царстве, мучительные жалобы и искушения Орфея заставляли публику глубоко и искренне переживать происходящее на сцене. Но в самые напряженные моменты действия трагической развязки не наступало. Неожиданно появлялся божественный персонаж Амур, который возвращал Орфею возлюбленную Эвридику. В финале звучала торжественная музыка и исполнялись танцы. Музыка оперы отличалась напевностью и протяжной мелодичностью. Звучание клавесина и струнных инструментов придавало ей особую выразительность. Там, где надо было усилить напряженность действия (например, в пляске фурий, не пускающих Орфея в царство Аида за Эвридикой), звучал тромбон. Особое внимание Глюк придавал дуэтам и ариям главного героя, которые звучали в моменты наибольшего эмоционального напряжения. В самой проникновенной арии Орфея «Потерял я Эвридику» из третьего акта композитор передал состояние щемящей скорби героя. Опере Глюка «Орфей» была суждена долгая и счастливая сценическая жизнь. До сих пор она остается одной из любимейших опер, а потому продолжает звучать со сцен многих театров мира. Вероятно, этой опере Глюка были посвящены вдохновенные поэтические строки А. С. Пушкина: Но уж темнеет вечер синий,
В наше время миф об Орфее и Эвридике вдохновил композитора Александра Борисовича Журбина и поэта Юрия Георгиевича Димитрина на создание первой отечественной рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975). Первых слушателей завораживала музыка Журбина с ее неожиданным сочетанием классичности оперных форм, традиционной песенности и новшеств западного рок-стиля. Опера, исполненная ансамблем «Поющие гитары» и его главными солистами Альбертом Асадулиным и Ириной Понаровской, вошла в число любимых произведений и в течение десяти сезонов выдержала более двух тысяч представлений в различных городах страны. Либретто оперы, созданное свободным стихом, прославляет силу любви Орфея и Эвридики. Красивая лирическая мелодия арии Орфея преисполнена любовью, одиночеством и горечью переживаний героя, потерявшего возлюбленную: Потерял я Эвридику,
Был пророком вещий ветер,
Эвридика, Эвридика,
Мадригалы, песни, оды
Не звездой, а тяжкой карой
Птица белая поникла,
Орфей, зачаровывающий пением диких зверей. Римская мозаика. Конец II — начало III в. Археологический музей, Палермо Вопросы и задания
Творческая мастерская
|
|
|