|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебное пособие Маркетинг5.3. Ценообразование в маркетингеЕсли политика цен включает в себя общие принципы, которых собирается придерживаться фирма в сфере установления цен, то стратегия ценообразования есть набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.
Предприятие может выбрать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке или попытаться реализовать активную политику. Активная политика в сфере ценообразования состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, на основе рассмотрения следующих факторов:
Активную ценовую политику называют успешной, если она восстанавливает или улучшает позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции, или же увеличивает чистую прибыль предприятия. При определении цен на продукцию предприятие использует следующие методы:
На основе издержек рассчитывают цену двумя методами: «средние издержки плюс прибыль» и «получение целевой прибыли». Метод «средние издержки плюс прибыль» основан на начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж. Расчет наценки ведут исходя из себестоимости или продажной цены:
Предприятие само определяет, какую из вышеприведенных формул следует использовать. Недостаток этого способа определения цены заключается в том, что не учитывается покупательский спрос и конкуренция между производителями. Многие считают, что это самый справедливый способ по отношению и к покупателям и к продавцам. Метод "получения целевой прибыли" позволяет фирме вначале определить точку безубыточности, а затем величину желаемой прибыли (рис. 5.1). Точка безубыточности определяется равенством общих издержек на производство товара и выручки.
Рис. 5.1. Если фирма решает получить целевую прибыль в размере ВВ', то она останавливается на выпуске Q1 и так далее. Соответственно определяется и цена. При этом методе особую важность приобретает ценовая эластичность товара;
Ценность товара для покупателя можно рассматривать со стороны той цены, которую покупатель готов заплатить за товар, и на основе реальной оценки того, какой цены этот товар заслуживает. Опытные покупатели, особенно снабженцы всегда пытаются скрыть свои намерения и поэтому скрывают истинную ценность нужного товара, пытаясь сознательно занизить его цену. Затем они убеждают своих покупателей в том, что этот товар стоит значительно дороже, чтобы получить большую прибыль. Если маркетологи и сбытовики смогут убедить покупателя в реальной ценности товара для них и в том, что стоит заплатить за этот товар более высокую цену, потому что в этом товаре заложены такие характеристики товара, которые этого стоят, то они получат максимальную разницу между ценностью товара для покупателей, которую он готов оплатить, и затратами, которые необходимо сделать фирме, чтобы изготовить товар с такими свойствами;
Установление цены продукции несколько более высокой, чем у конкурентов (стратегия премиального ценообразования) может быть избрана только в том случае, если имеется сегмент рынка, в котором покупатели готовы платить за особые свойства продукции, выпускаемой предприятием, несколько более высокую цену, чем основная масса потенциальных клиентов. Установление цены на продукцию предприятия примерно на уровне цен конкурентов (нейтральная стратегия ценообразования) означает не только отход от использования цен для увеличения занимаемого сектора рынка, но и не позволяет цене сокращать этот сектор. Она используется на тех рынках, где покупатели весьма чувствительны к уровню цены продукции фирмы; где предприятия конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке; где каждому предприятию на рынке необходимо поддерживать определенные соотношения цен в рамках ценового ряда. Стратегия установления цены ниже, чем у конкурентов, направлена на получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. Такой метод установления цен применяется тогда, когда потенциальные конкуренты по каким-то причинам не смогут ответить аналогичным снижением цен;
Выбор метода ценообразования зависит от особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения, а также от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар. При выпуске нового товара фирма выбирает либо стратегию «снятия сливок», т.е. установления на товар сразу «высокой цены» в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене, либо стратегию проникновения на рынок, предусматривающую установление низкой цены для привлечения максимального числа покупателей. Стратегия низкой цены используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Она используется при эластичном спросе;
Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предлагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах;
Фирмы применяют ценовые стратегии в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых задач. Контрольные вопросы
|
|
|