История России
Учебник для 11 класса

       

§ 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980-е гг.

  • Какие процессы в духовной жизни советского народа олицетворяли собой «оттепель»?

1. Наука и техника

На развитие науки и внедрение достижений научно-технического прогресса государство направляло огромные средства. Широкое признание в стране получили труды академика М.В. Келдыша по аэрогидродинамике, авиации и космонавтике. В 1975 г. работы математика Л.В. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией. В 1978 г. звание лауреата Нобелевской премии было присвоено физику П.Л. Капице. Продолжалось освоение космоса, создавались новые образцы военной техники.

Пилотируемые космические полёты стали регулярными. Удалось добиться прорыва на ряде исследовательских направлений, в частности в космической медицине. Под руководством В.Н. Челомея были созданы ракетоносители «Протон» и орбитальная станция «Салют». 19 апреля 1971 г. она была запущена в космос. В феврале 1986 г. на орбиту была выведена станция нового поколения «Мир». Советские космонавты заступили на длительные «вахты» в космосе.

Некоторые новейшие технологии, опробованные в гражданских отраслях, не имели зарубежных аналогов. Так, под руководством московского офтальмолога С.Н. Фёдорова был внедрён новый метод операций на сетчатке глаза. Хирург Г.А. Илизаров (г. Курган) разработал аппарат особой конструкции для исправления множественных переломов конечностей. В последующие годы оба метода получили широкое применение в лечебной практике медицинских центров по всей стране.

Применение понятия застой к положению в советской науке 1970-1980-х гг. вряд ли полностью оправдано. В эти годы создавались новые образцы техники, очень эффективно работала конструкторская мысль. В то же время высочайшая степень секретности многих разработок военно-промышленного комплекса исключала их использование в народном хозяйстве страны, которое довольствовалось устаревшими техническими средствами. Ресурсы распылялись по нескольким направлениям между соперничающими научными и конструкторскими центрами, их достижения оставались лишь в виде экспериментальных образцов. В итоге шедевр российской технической мысли воздушно-космический корабль многоразового использования «Буран», более эффективный и мощный, чем американский аналог «Шаттл», так и не стал основой космонавтики России.

2. Развитие отечественной литературы

Несмотря на ужесточение партийно-государственной цензуры, духовная жизнь общества в 1960-1980-е гг. стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории. СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Этому в немалой степени содействовала государственная поддержка издательской деятельности, кинематографа и театра. Она обеспечивала доступность цен на книги и литературно-художественные журналы, на билеты в кино, театры, музеи и картинные галереи.

В начале 1980-х гг. в стране ежегодно выходило в свет более 80 тыс. наименований книг и брошюр общим тиражом свыше 2 млрд экземпляров. При этом сохранялся острейший дефицит на художественную литературу, книги по искусству и развлекательные издания, так как спрос намного превышал предложение в этой сфере. Значительно выросла сеть общедоступных публичных библиотек и читален.

В 1970-1980-е гг. многие литераторы искали такие формы выражения своих мыслей, которые не выглядели бы прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и творческой интеллигенцией часто находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытое противостояние.

Интерес общества к проблемам духовной жизни создавал благоприятные условия для развития новых направлений в литературе, театральном искусстве и кинематографе. Соответствующие произведения нередко получали признание, несмотря на их идеологическую «невыдержанность» с точки зрения властей.

В 1960-1970-е гг. в СССР появилось литературное течение, условно названное деревенской прозой.

Его представляли писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, С.П. Залыгин, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин и др. Они обращались к проблемам сельского быта, к характерам сельских жителей, усматривая в них те здоровые начала, которые отражают истинную душу народа, сохранившуюся несмотря на бесчеловечные эксперименты советской власти над крестьянством.

Складывался новый взгляд на прошлое, особенно на события Великой Отечественной войны. В суровой прозе Ю.В. Бондарева («Горячий снег», «Берег»), Г.Я. Бакланова («Пядь земли», «Навеки — девятнадцатилетние»), Б.Л. Васильева («А зори здесь тихие...»), К.М. Симонова («Живые и мёртвые»), В.О. Богомолова («В августе сорок четвёртого»), В.В. Быкова («Третья ракета», «Сотников») и др. воссоздавалась «окопная правда» войны, суровой, длительной, потребовавшей от народа небывалого мужества, твёрдости духа и напряжения всех сил.

1970-1980-е гг. отмечены приходом в литературу писателей, чьи размышления над «вечными», общечеловеческими темами оказались созвучны миллионам советских читателей. Мировую известность получила проза пишущего на русском языке киргизского писателя Ч.Т. Айтматова («Прощай, Гульсары!» и др.).

Публиковались книги, традиционно пользовавшиеся массовым спросом, в основном жанров детектива и фантастики. Писателю B.C. Пикулю принадлежит целый ряд остросюжетных исторических романов, воссоздававших события XVII-XIX вв. («Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит» и др.).

Широкое признание завоевали писатели-фантасты братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие.

Определённое, хотя и ограниченное влияние на духовную жизнь страны оказывало творчество писателей, покинувших СССР. Это, в частности, относится к документальному произведению А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», в котором излагается история системы концентрационных лагерей в СССР, а также к серии его работ «Красное колесо», где автор передаёт своё видение истории установления советской власти.

3. Театр и киноискусство. Эстрада

В стране насчитывалось более 150 тыс. кинотеатров (включая сельские клубы), число их посещений превысило 4 млрд в год. Работало более 600 театров; их посещали около 120 млн зрителей. У более 96% семей были дома телевизор или радио.

1970-1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства. Именно тогда появились многие советские киношедевры, занявшие достойное место не только в истории отечественного, но и мирового кино. Событием культурной жизни страны стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссёром С.Ф. Бондарчуком. Экранизации русской и зарубежной классики осуществили И.А. Пырьев («Братья Карамазовы»), А.Г. Зархи («Анна Каренина»), Л.А. Кулиджанов («Преступление и наказание»), Г.М. Козинцев («Гамлет», «Король Лир»). Появились замечательные фильмы, посвящённые подвигу народа в годы Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие...» (реж. С.И. Ростоцкий), «Восхождение» (реж. Л.Е. Шепитько), «Двадцать дней без войны» (реж. А.Г. Герман). Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Мёртвый сезон» (реж. С.Я. Кулиш), «Щит и меч» (реж. В.П. Басов) и «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова).

В ином стиле были поставлены картины, герои которых размышляли о проблемах повседневности. Пафос лучших фильмов, посвящённых этой тематике, — утверждение нравственной красоты человека, его внутренней свободы. Это «Начало» (реж. Г.А. Панфилов), «У озера» (реж. С.А. Герасимов), «Калина красная» (реж. В.М. Шукшин). Фильмы А.А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» открыли новую страницу психологического кино.

Особой любовью зрителей пользовались комедии. Они выдвинули плеяду выдающихся актёров и очень ёмко передали атмосферу времени, в котором жили герои. Замечательные фильмы режиссёра Л.И. Гайдая («Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») и в наши дни пользуются у зрителя неизменным успехом. Режиссёры Г.Н. Данелия («Мимино») и Э.А. Рязанов («Гараж») использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств — от тонкого, лирического юмора до открытого сарказма.

Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения.

Пьесы Л.Г. Зорина «Варшавская мелодия», А.И. Гельмана «Заседание парткома», М.М. Рощина «Старый Новый год», А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат», М.Ф. Шатрова «Так победим!» шли в театрах по всей стране.

Кадр из фильма «Калина красная»

Рис. Кадр из фильма «Калина красная»

Удивительное сочетание глубокого психологизма и элегической атмосферы действия отмечает драматургию А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»).

Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Выдающиеся оперные солисты — И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, В.А. Атлантов — получили всемирную известность. Событиями музыкальной жизни стали гастроли «Ла Скала» в Большом театре в 1964 и 1974 гг., давшие нашим слушателям возможность услышать живое исполнение выдающихся вокалистов современности.

Мировую славу советскому балету принесли Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лuena, Е.С. Максимова и В.В. Васильев.

Бурно развивался жанр эстрадной песни. Её авторы обращались к патриотической, молодёжной тематике, национальным традициям, к теме любви и т.п. Популярность эстрадных певцов Л.Г. Зыкиной, И.Д. Кобзона, Л.В. Лещенко, М.М. Магомаева, А.В. Пугачёвой, С.М. Ротару и др. была поистине всенародной. Сложились вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) «Песняры», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и др. Их выступления транслировались по радио и телевидению и пользовались большой популярностью.

Появились музыкальные коллективы и исполнители, чьё творчество не вписывалось в определяемые цензурой идеологические установки. В песнях под гитару B.C. Высоцкого и В.Ш. Окуджавы кто-то искал выхода критическим настроениям, кто-то с иронией воспринимал лозунги и призывы официальной пропаганды. Поэтому их творчество приобрело широкое гражданское звучание.

Особым феноменом культурной жизни стала бардовская песня. Она дала толчок созданию клубов самодеятельной песни, где близкие по духу люди могли общаться друг с другом в неформальной обстановке. Неофициальные музыкальные ансамбли, такие, как «Машина времени» и «Аквариум», снискали популярность у представителей молодого поколения интеллигенции. Альтернативная (неподцензурная) музыка распространялась в записи, её исполняли на небольших площадках клубов и вузов.

В живописи и скульптуре произошло чёткое размежевание на официальное искусство и на альтернативные художественные направления. Художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере. Уровень развития официального искусства отражали выставки-отчёты в московском Манеже. Преобладали жанры портрета (Г.Г. Салахов), пейзажа (Т.Н. Яблонская, П.П. Оссовский), а также картины на современные темы (Б.С. Угаров, А.А. Мыльников, В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский). Палитру художников отличала сдержанная цветовая гамма, появилась тенденция к монументализации станковой живописи.

Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Художники показывали произведения на квартирах, иногда — в небольших клубах и научно-исследовательских институтах. Их работы почти не покупали в СССР. Многое из созданного в этот период оказалось в результате за границей. Первой масштабной акцией тех лет стала печально знаменитая выставка на московском пустыре 15 сентября 1974 г. Организованную без санкции властей выставку разогнали с помощью бульдозеров.

В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого в своих работах использовали символы, подписи, лозунги, предполагавшие соучастие зрителей в действии. Проводились различные художественные акции для того, чтобы заострить внимание на какой-либо политически актуальной проблеме. Представители этого направления И.И. Кабаков, В.Д. Пивоваров и др. занимались также книжной иллюстрацией, сами изготовляли книги-альбомы. Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни.

Широкую известность получили работы В.А. Комара и А.Д. Меламида. В качестве художественных средств они использовали различные пропагандистские материалы и бытовые предметы. Не имея возможности свободного творчества, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Духовная оппозиция деятелей искусства режиму сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя. Властителями дум общества постепенно становились скептически относившиеся к правящей партии писатели, художники, театральные и кинодеятели, музыканты.

4. Достижения советского спорта

Для развития спорта была создана мощная материальная база. К середине 1970-х гг. в СССР насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1,2 тыс. плавательных бассейнов.

Спортивные соревнования в СССР оставались популярными и зрелищными мероприятиями. Ежегодно их проводилось до 300 (не считая состязаний местного уровня). Это Спартакиады народов СССР, чемпионаты страны по отдельным видам спорта, первенства центральных советов добровольных спортивных обществ (ДСО), спортивные игры молодёжи и студентов. Всесоюзные детские соревнования — «Кожаный мяч» (футбол), «Золотая шайба» (хоккей), «Белая ладья» (шахматы), «Зарница» и «Орлёнок» (военно-спортивные игры) — были по-настоящему массовыми.

Наибольшее внимание общества привлекали международные соревнования с участием советских спортсменов. В 1972 г. советская команда успешно выступила на зимней Олимпиаде в Саппоро (Япония). Выдающиеся результаты показали лыжники Г. А. Кулакова и В.П. Веденин, а также наши фигуристы. На летних Играх в Мюнхене героем стал спринтер В.Ф. Борзов, впервые в истории советского спорта ставший олимпийским чемпионом в беге на двух спринтерских дистанциях — на 100 и 200 м. В третий раз высшую олимпийскую награду завоевал А.В. Медведь (вольная борьба). Советские спортсмены победили в соревнованиях по тяжёлой атлетике, гимнастике, в десятиборье и во многих других видах соревнований.

Олимпийские игры 1976 г. в Инсбруке отмечены, кроме выдающихся результатов в фигурном катании и других зимних видах спорта, успехом хоккейной «команды звёзд». В составе сборной СССР играли В.П. Харламов, А.Н. Мальцев, Б.П. Михайлов, В.А. Третьяк.

В 1974 г. МОК принял решение о проведении Олимпийских игр 1980 г. в Москве, что свидетельствовало о признании вклада СССР в развитие спорта. Но эти Игры по политическим и идеологическим мотивам (из-за начавшейся войны в Афганистане) бойкотировали олимпийские команды ряда стран, в частности США. Это обстоятельство не помешало Москве стать одной из олимпийских столиц. Но в следующих летних Играх в Лос-Анджелесе не участвовали уже наши спортсмены.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) команда СССР завоевала 55 золотых медалей, 220 советских спортсменов стали призёрами. Советские гимнасты выиграли в 11 из 14 видов программы. С.Н. Бубка победил в прыжках с шестом, показав выдающийся результат, футболисты стали олимпийскими чемпионами после 32-летнего перерыва, баскетболисты повторили успех 1972 г. Замечательный пловец В.В. Сальников, герой московских Игр, вновь выиграл заплыв на 1500 м вольным стилем. Он назван в числе трёх самых выдающихся пловцов XX в.

Огромной популярностью пользовалось фигурное катание. Взлёт интереса был связан с блестящими выступлениями советских спортсменов в этом виде спорта. Выдающихся успехов достигли многократные чемпионы мира и Олимпийских игр И.К. Роднина и A.Г. Зайцев (парное катание), Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков (танцы на льду) и др.

Яркие победы на мировых первенствах были одержаны советской шахматной школой. Ещё в 1948 г. шахматную корону завоевал М.М. Ботвинник. В последующие годы чемпионами мира становились В.В. Смыслов, М.Н. Таль, Б.В. Спасский. Самыми молодыми в истории шахмат чемпионами мира стали А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, B.Б. Крамник.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие новые явления в развитии отечественной культуры изу-tt-J чаемого времени вы можете отметить?
  2. Чем объясняется рост насыщенности духовной жизни СССР в 1960-1980-е гг.?
  3. Какие из приведённых в параграфе имён деятелей культуры, названий их произведений вам известны?
  4. Что из достижений культуры СССР 1960-1980-х гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?
  5. Расскажите о вкладе народов СССР в сокровищницу мировой культуры.
  6. Охарактеризуйте достижения советских спортсменов. Что позволяло им добиваться столь высоких результатов?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru