История России
Учебник для 11 класса

       

§ 39. Становление информационного общества

  • Вспомните, какие социальные группы составляли основу общества в первой половине XX в.

1. Информационная революция

Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу М. Маклюэну. В 1950-е гг. началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книги, газеты, письма и т.д.) стало вытесняться электронными средствами её распространения (в первую очередь телевидением). Новые формы передачи информации, как считал Маклюэн, изменяют характер мышления и мировосприятия. События, происходящие в самых удалённых уголках мира, начинают восприниматься как близкие, непосредственно затрагивающие каждого человека.

Термин «информационное общество» при жизни Маклюэна не получил широкого признания. Тем не менее в 1970-е гг. глубокие сдвиги в технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. А в начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин — «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.

Вторая половина XX в. ознаменовалась быстрым развитием систем телекоммуникаций: радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем, в 1989 г., глобальной системы Всемирной паутины — Интернета. Распространение его шло фантастическими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн, в 1996 г. — 60 млн, в 2001 г. — более 300 млн. Объём информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. Со Всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя портативный компьютер или мобильный телефон.

Интернет уникален прежде всего потому, что это глобальная, трансграничная сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность, то есть возможности диалога пользователей друг с другом и с любыми структурами.

Интернет обеспечивает возможности получения альтернативной информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или общественной организации самим выступать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы граждан, позволяет исходящим «снизу» политическим инициативам приобретать общенациональное или даже глобальное влияние — и это с минимальной затратой средств.

Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую, инвестиционную политику помимо правительств, осуществлять оперативное управление зарубежными филиалами. Интернет стал инструментом формирования глобализированной экономики, в которой национальные границы быстро размываются.

2. Индустрия производства знаний

Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития. В сфере «индустрии знаний» не может быть кризисов перепроизводства, она способна вместить любое количество занятых. Её дальнейшее развитие может привести к решению проблемы безработицы.

Росту внимания к науке способствовало, в частности, то, что в последней трети XX в. наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний, запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). Стоимость продаж на этом рынке сравнилась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Таким образом, производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности товаров, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.

Стимулом создания новых технологий была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.

Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счёт государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритании, Франции направлялось свыше 10% их военного бюджета.

Разумеется, военно-технические разработки велись в условиях режима повышенной секретности, что разрывало единство мировой науки. Секретность не исключала широкого распространения и использования сопутствующих технологий (так называемого «двойного назначения»), появлявшихся в связи с совершенствованием военной техники. Она сама требовала фундаментальных научных исследований, их результаты по своему характеру имеют широкое поле применения.

С прекращением «холодной войны» внимание развитых стран к военно-технической сфере не сократилось. Государства, вступившие в «информационную эру», приобретают над остальными странами не меньший военный перевес, чем европейские метрополии имели над народами колоний в XIX в. Они повышают свою военную мощь за счёт качественного совершенствования, а не количественного наращивания своей военной мощи.

3. Новая социальная структура общества

Большие перемены по сравнению с периодом массовой индустриализации претерпела структура занятости.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. произошёл раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей, спрос на продукцию которых понизился. К числу неперспективных в большинстве стран попали горнодобывающая, особенно угледобывающая промышленность и чёрная металлургия. Выделился ряд рабочих специальностей, которые по мере технического перевооружения производства вытеснялись роботами и автоматами. Основное сокращение рабочих мест пришлось на наиболее массовые в середине XX в. слои неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.

Из-за перевода производства на высокие технологии менялся характер занятости. Возникла проблема безработицы, которую стали называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имели возможность заняться другой деятельностью. Возросла численность инженерно-техниче-ского и научно-технического персонала, квалифицированных рабочих, которые и ранее относились к наиболее высокооплачиваемым категориям наёмных работников.

Часть высвободившейся рабочей силы перешла в сферу обслуживания. Возросла роль мелкого, семейного бизнеса в тех областях экономики, которые не представляли интереса для крупных корпораций. Увеличилось число мелких собственников бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги, и т. д.

Перемены в обществе не вызвали общего падения уровня жизни и зарплаты наёмных работников. Напротив, в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики ещё в 1950-1960-е гг. у большинства населения повысился жизненный уровень. Многие наёмные работники стали считать себя не рабочими или служащими, а средним классом. К этому же классу относили себя многие мелкие предприниматели, собственники из города и деревни.

Принадлежность к среднему классу определялась не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть зарплата, доход на вложенный капитал, прибыль от фермы и т. д.), а его уровнем. Этот уровень, будучи выше прожиточного минимума, позволял его обладателю иметь определённый достаток. Социальные процессы конца XX в. привели к дальнейшему росту численности среднего класса.

Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США, Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет. Тем не менее в большинстве развитых стран он считается недостаточным. В них обсуждается вопрос совершенствования системы образования.

Рост численности среднего класса имел далеко идущие политические и социальные последствия.

  • Средний класс, обладающий определённым достатком, стал опорой стабильности в обществе. Как правило, он негативно относится к радикальным идеям и выражающим их политическим партиям, в ходе избирательных кампаний поддерживает силы умеренной, центристской ориентации. Лицам, относящим себя к среднему классу, есть что терять в случае социальных потрясений, гражданских войн, политических кризисов.
  • Произошёл закат массовых профсоюзов, основанных на солидарности больших социальных групп, лиц, занятых однородным трудом и ориентирующихся на жёсткую конфронтацию с работодателями по вопросам зарплаты и условий труда.
  • Становление среднего класса размывало границы традиционных социальных слоёв. Это привело к появлению в 1970-1980-е гг. в ведущих странах мира групп, сплотившихся на основе общности национально-этнической, религиозной, культурной, а также для защиты специфических интересов (местных, территориальных, экологических и иных).

Современное общество порой называют обществом двух третей. Этот термин подразумевает, что большинство населения составляют люди, которые выигрывают от внедрения новых технологий. Это средний класс, а также крупные собственники и управляющие.

В то же время от трети до четверти населения стран, вступивших в фазу информационного общества, столкнулись с проблемой маргинализации, то есть выталкивания на обочину общественной жизни людей, способных к производительному труду, но не могущих реализовать себя. Они оказывались вне социальных связей и отношений, часто вынуждены жить на пособия.

Прежде всего с этой проблемой столкнулись многие лица предпенсионного возраста. Они хотели бы трудиться, однако им трудно было приспособиться к новым условиям труда и технологиям. Не были заинтересованы в их переобучении и корпорации, предпочитающие работников среднего возраста.

Особую группу маргиналов составила молодёжь, лишь вступающая в трудовую жизнь. Предприниматели предпочитали брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество состояло в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом.

Маргиналы, особенно молодёжь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Они легко поддаются любой пропаганде, обещающей улучшить их социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Их сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах нарушения общественного порядка связаны не с традиционными социальными конфликтами, забастовками (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а с актами насилия, вандализма, уличными дебошами. Их вызывают неудовлетворённость людей своим положением, произвол властей, бесправие.

Вопросы для самопроверки

  1. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также «постиндустриальным»?
  2. Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?
  3. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?
  4. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?
  5. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.
  6. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru