Дорогие восьмиклассники, вот вы и доросли до изучения химии — еще одной из естественных, т. е. изучающих природу, дисциплин. С некоторыми из предметов естественного цикла — биологией, географией, физикой — вы начали знакомиться на один-два года раньше.
Химия, как наука о веществах, включена в расписание уроков на более поздней стадии обучения в школе. И это не случайно, так как этот предмет требует к себе особого, взрослого и ответственного отношения, являющегося залогом безопасного обращения с веществами, ведь многие из них являются едкими, ядовитыми или огнеопасными.
При изучении химии и других естественных дисциплин широко используют такой важнейший метод познания, как наблюдение.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие химических объектов (веществ, их свойств и превращений) с целью их изучения.
Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.
Нужно чётко определить предмет наблюдения, т. е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, — конкретное вещество, его свойства, то или иное превращение вещества и т. д.
Необходимо знать, зачем проводится наблюдение, т. е. чётко сформулировать его цель.
Нужно составить план наблюдения. А для этого следует выдвинуть гипотезу (от греч. «предположение») о том, как будет происходить наблюдаемое явление. Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.
Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причём условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении — лаборатории (рис. 1).
Рис. 1. Химический эксперимент проводят в специальных лабораториях
Исследование, которое проводят в строго контролируемых и управляемых условиях, называют экспериментом (от лат. «опыт», «проба»).
Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу. Так формулируется вывод.
Многие наблюдения неудобно или невозможно проводить непосредственно в природе, поэтому в изучении химии большую роль играет моделирование. В лабораторных условиях используют особые приборы и предметы — модели (от лат. «образец»), в которых копируются только самые важные, существенные признаки объектов изучения.
Моделирование — это изучение объекта с помощью построения и изучения моделей, т. е. его заменителей, или аналогов.
Условно химические модели можно разделить на две группы: предметные (модели атомов, молекул (рис. 2), кристаллов, химических установок и т. д.) и знаковые, или символьные (символы химических элементов, формулы веществ, уравнения реакций и т. д.).
Рис. 2. Модели молекул некоторых веществ
Известное высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» как нельзя лучше отражает роль информации в современном мире. Объём научных сведений в области естествознания, а следовательно, и по химии удваивается каждые пять лет. Поэтому умение работать с информацией становится основной компетенцией современного человека и в конечном итоге определяет его успешность в жизни.
Важную роль в изучении нового предмета для вас будет играть умение находить источники химической информации, получать, перерабатывать её, создавать информационные продукты (сообщения, доклады, ученические проекты и др.) и представлять их.
Источниками такой информации послужат:
Интернет;
дополнительная литература по химии (справочная, учебная, научная, популярная и др.);
общение с различными специалистами в области химических знаний;
экскурсии в различные музеи, а также в лаборатории и аптеки, на производственные объекты (химические заводы, водоочистные сооружения) и т. д.
Успехов вам в изучении химии — этой интересной и необходимой науки в жизни каждого человека.
Ключевые слова и словосочетания
Наблюдение.
Эксперимент.
Моделирование.
Источники химической информации.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
Предложите список сайтов (5—10) из Интернета, материалы которых раскрывают взаимосвязи между естественными дисциплинами.
Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
Как вы считаете, будут ли зависеть ваши успехи в изучении химии от достижений при изучении математики; других естественных дисциплин? Обоснуйте свою точку зрения.
Приведите примеры материальных и знаковых моделей, которыми вы пользовались при изучении: а) биологии; б) физической географии; в) физики.
Какими универсальными качествами должен владеть ученик, чтобы успешно проводить наблюдение за объектами и процессами в естествознании?
Какими личностными качествами должен обладать ученик, чтобы с максимальной пользой для дела (учёбы) получать химическую информацию от общения со специалистами?
Предложите список литературы, которая, на ваш взгляд, поможет глубже и шире изучить удивительную и увлекательную химию. Обменяйтесь списками сайтов и литературы с одноклассниками и после консультации с учителем сформируйте на основе обмена универсальный список этих источников информации. Вклейте его в тетрадь и пополняйте его после изучения каждого параграфа учебника.