Учебник для 8 класса

ХИМИЯ

       

§ 2. Предмет химии. Вещества

Вы начинаете знакомиться с новым учебным предметом — химией. А что изучает химия?

Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Что же принято называть веществом? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Подумайте, что общего между предметами — физическими телами, изображёнными на рисунке 3. Верно, все они сделаны из стекла. Вот стекло и является веществом.

Рис. 3.
Многие предметы (физические тела), используемые в химической лаборатории, изготовлены из одного и того же вещества (стекла)

Вещество — это то, из чего состоят физические тела.

Как вам известно из курса физики, многие вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Тем не менее различают всего 114 видов атомов.

Определённый вид атомов называют химическим элементом.

Из отдельных изолированных атомов состоят такие вещества, как неон, аргон, криптон, гелий. Их ещё называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами других химических элементов. Совсем другое дело — атомы водорода. Они могут существовать поодиночке (рис. 4, а), как на Солнце, которое более чем наполовину состоит из отдельных атомов водорода. Могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4, б), образуя молекулы самого лёгкого газа, который, как и химический элемент, называют водородом. Атомы водорода могут также соединяться с атомами других химических элементов. Например, два атома водорода, соединяясь с одним атомом кислорода (рис. 4, в), образуют молекулы хорошо известного вам вещества — воды.

Рис. 4.
Формы существования химического элемента водорода:
а — атомы водорода; б — молекулы водорода; в — атомы водорода в молекуле воды

Аналогично, понятие «химический элемент кислород» объединяет изолированные атомы кислорода, кислород — простое вещество, молекулы которого состоят из двух атомов кислорода, и атомы кислорода, входящие в состав сложных веществ. Так, в состав молекул углекислого газа входят атомы кислорода и углерода, в состав молекул сахара — атомы углерода, водорода и кислорода.

Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми. Это, например, водород, кислород, благородные газы, железо, медь, алюминий.

Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными. Сложные вещества называют также химическими соединениями.

Это, например, вода, углекислый газ, сахар, крахмал.

Следовательно, каждый химический элемент существует в трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества (см. рис. 4).

Понятие «химический элемент» более широкое, и его не нужно путать с понятием «простое вещество», особенно если названия их совпадают. Например, когда говорят о том, что в состав воды входит водород, то имеют в виду химический элемент, а когда говорят о том, что водород — экологически чистый вид топлива, то имеют в виду простое вещество.

Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Так, водород — это газ, очень лёгкий, без цвета, запаха, вкуса, имеет плотность 0,00009 г/см3, кипит при температуре -253 °С, а плавится при температуре —259 °С и т. д. Эти свойства вещества называют физическими.

Свойства веществ — это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Описать физические свойства вещества можно, воспользовавшись следующим планом:

  1. В каком агрегатном состоянии (газообразном, жидком, твёрдом) находится вещество при данных условиях?
  2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
  3. Имеет ли вещество запах?
  4. Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости (шкале Мооса) (рис. 5)? (См. справочники.)

Рис. 5.
Шкала твёрдости

  1. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
  2. Растворяется ли вещество в воде?
  3. Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники.)
  4. Какова плотность вещества? (См. справочники.)
  5. Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (См. справочники.)

Лабораторный опыт № 1
Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов

Сравните, используя приведённый на с. 10 план, свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:

  • вариант 1 — кристаллических сахара и поваренной соли;
  • вариант 2 — глюкозы и лимонной кислоты.

Зная свойства веществ, человек может использовать их с большей пользой для себя. Например, рассмотрим свойства и применение алюминия (рис. 6).

Рис. 6.
Применение алюминия:
1 — самолётостроение; 2 — ракетостроение; 3 — изготовление ЛЭП; 4 — производство посуды, столовых приборов и упаковочной фольги

Благодаря лёгкости и прочности алюминий и его сплавы применяют в самолёто- и ракетостроении, недаром алюминий называют «крылатым металлом».

Лёгкость и хорошую электропроводность алюминия используют при изготовлении электрических проводов для линий электропередачи (ЛЭП).

Теплопроводность и неядовитость важны при изготовлении алюминиевой посуды.

Неядовитость и пластичность позволяют широко применять тоненькие листы алюминия — фольгу — в качестве упаковочного материала для шоколадных плиток, чая, маргарина, молока, соков, других продуктов, а также для лекарственных средств, помещённых в контурные ячейки.

Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве повышает долговечность и надёжность конструкций.

Эти примеры иллюстрируют то, что из одного вещества — материала (алюминия) можно изготовить различные физические тела.

Алюминий способен гореть ослепительным пламенем (рис. 7), поэтому его используют при проведении красочных фейерверков и изготовлении бенгальских огней (вспомните рассказ Н. Носова «Бенгальские огни»). При горении алюминий превращается в другое вещество — оксид алюминия.

Рис. 7.
Горение алюминия — основа бенгальских огней и фейерверков

Ключевые слова и словосочетания

  1. Предмет химии.
  2. Вещества простые и сложные.
  3. Свойства веществ.
  4. Химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества, или соединения.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Филео (греч.) означает «люблю», фобос — «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.
  3. Выпишите отдельно названия веществ и названия тел из приведённого перечня: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела — существительному — можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь — железный гвоздь.
  4. Выпишите качественные прилагательные: лёгкий, круглый, длинный, тяжёлый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, — которые могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам, и к веществам.
  5. Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.
  6. Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 2, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.
  7. Какое понятие более широкое — «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ.
  8. Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где — как о простом веществе:

    а) кислород мало растворим в воде;

    б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода;

    в) в воздухе содержится 21% кислорода (по объёму);

    г) кислород входит в состав углекислого газа.

  9. Укажите, где о водороде говорится как о простом веществе, а где — как о химическом элементе:

    а) водород входит в состав большинства органических соединений;

    б) водород — самый лёгкий газ;

    в) водородом заполняют воздушные шары;

    г) молекула метана содержит четыре атома водорода.

  10. Рассмотрите связь между свойствами вещества и его применением на примере: а) стекла; б) полиэтилена; в) сахара; г) железа.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru