Аудиторская деятельность

       

13.2. Оценка организационной структуры, структуры управления, нормативной базы, учредительных документов, учетной политики и договоров

Такая оценка производится аудиторами для лучшего понимания особенностей деятельности аудируемого лица. Эта работа включается в план аудиторской проверки.

Структура плана оперативной проверки. Рассмотрим структуру такого плана (табл. 13.2).

Таблица 13.2. Примерная структура плана

Аудиторская проверка учредительных и регистрационных документов: получение копий учредительных документов и документов регистрации;

  • проверка разрешений на право занятия видами деятельности, которыми занимается аудируемое лицо;
  • наличие лицензий, лицензируемая деятельность или объекты лицензирования, сроки действия;
  • обзор учредительных документов, учредительный договор (для ООО, ассоциаций и союзов), устав (для 0 0 0 , ОАО, ЗАО, производственных кооперативов, некоммерческих фондов, ассоциаций и союзов), положение (для филиалов, некоммерческих организаций) и др.;
  • проведение анализа учредительных документов на соответствие законодательству РФ;
  • проверка соответствия учредительных документов и документов о регистрации (наличие свидетельства о регистрации и справки Госкомстата о присвоении кодов);
  • проверка соблюдения положений, зарегистрированных в учредительных документах, в текущей работе предприятия;
  • проверка правильности отражения уставного капитала и долей учредителей (собственников);
  • проверка правильности отражения в бухгалтерском учете решений акционеров, собственников руководства аудируемого лица;
  • проверка реальности права собственности учредителей на имущество уставного капитала;
  • проверка правильности и своевременности отражения в учете и в государственных органах изменений в учредительных документах.

Проверка формирования уставного капитала и резервов предусматривает проверку:

  • правильности отражения вкладов в уставный капитал по учредителям и срокам;
  • величины собственных акций, выкупленных у акционеров;
  • правильности оценки вкладов в уставный капитал и правильности бухгалтерского оформления;
  • правильности перерегистрации и оформления изменений уставного капитала;
  • правильности отражения в учете добавочного капитала; правильности отражения в учете резервного капитала и нераспределенной прибыли.

Программа аудита данных статей отчетности включает перечень детальных аудиторских процедур и указания по применению рабочей документации аудитора как распорядительно-исполнительной, так и свободной.

Аудиторские процедуры по проверке:

  • изучение структуры капитала;
  • проверка на соответствие устава действующему законодательству;
  • проверка операций на соответствие законодательству, учетной политике, уставу организации;
  • проверка своевременности и правомерности отражения операций в бухгалтерском учете; проверка операций с собственными акциями организации, их размещение, приобретение, перепродажа, аннулирование и т.п.;
  • проверка операций по формированию и использованию чистой прибыли организации; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса, проверка, раскрыта ли информация в отчетности;
  • проверка первичных документов, пересчет и другие аналитические процедуры; формирование выводов по результатам проверки.

Проверка расчетов с учредителями предусматривает проверку:

  • отражения расчетов с учредителями по вкладам, по доходам; полноты и правильности расчета доходов учредителей; правильности учета и выплаты дивидендов;
  • правильности отражения операций по поступлению и выбытию активов в уставный капитал со стороны учредителей; правильности расчетов с выбывшим учредителем.

Аудиторская проверка организации учетной политики предусматривает следующие аудиторские процедуры:

  • описание в рабочих документах аудитора принятой учетной политики для целей бухгалтерского учета (дата введения в действие, соответствие законодательству РФ, полнота освещения принципов и методов бухгалтерского учета, принятых на предприятии, соблюдение положений учетной политики для целей бухгалтерского учета в текущей работе);
  • краткая характеристика и отражение в рабочих документах других внутренних нормативных документов, их целесообразность и соответствие законодательству РФ;
  • описание и краткая характеристика принятой учетной политики для целей налогового учета (дата введения в действие, соответствие законодательству РФ, соблюдение положений учетной политики для целей налогового учета в текущей работе, наличие налоговых регистров, соответствие их заполнения требованиям законодательства);
  • прочие процедуры.

Проверка и оценка основных элементов учетной политики и ее реализации для целей бухгалтерского учета проводится в части:

  • амортизации основных средств;
  • амортизации нематериальных активов;
  • оценки производственных запасов;
  • оценки готовой продукции;
  • оценки товаров;
  • оценки незавершенного производства;
  • резервов предстоящих расходов и платежей и резервов по сомнительным долгам;
  • расходов будущих периодов;
  • порядка группировки и списания затрат на производство;
  • признания прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
  • оценки задолженности по полученным займам;
  • применения рабочего плана счетов на базе плана счетов бухгалтерского учета;
  • использования формы бухгалтерского учета;
  • учета ремонта основных средств;
  • списания материалов;
  • организации аналитического учета материальных ценностей;
  • организации учета выпуска продукции;
  • учета курсовых разниц по валютным счетам;
  • учета выпуска продукции;
  • организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • распределения косвенных расходов;
  • организации сводного учета затрат на производство;
  • организации инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядка представления, рассмотрения и утверждения готовой бухгалтерской отчетности.

Проверка и оценка основных элементов учетной политики организации для целей налогообложения производится в части:

  • метода начисления доходов для исчисления налога на прибыль;
  • начисления амортизации по амортизируемому имуществу, в том числе с применением повышающих и понижающих коэффициентов для отдельных групп оборудования или условий эксплуатации;
  • организации различных резервов (по сомнительным долгам, предстоящих расходов, по гарантийному ремонту, расходов на ремонт основных средств);
  • метода оценки списания в производство сырья и материалов; накопления средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта;
  • порядка начисления процентов по долговым обязательствам при привлечении заемных средств;
  • метода оценки стоимости покупных реализованных товаров, а также стоимости выбывших ценных бумаг;
  • порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль; методики оценки незавершенного производства.

Аудиторская проверка договорной базы предприятия.

Предмет проверки: ознакомление аудиторов с основными договорами клиента, их видами и особенностями.

Аудиторские процедуры предусматривают знакомство и краткое отражение в рабочей документации следующих видов договоров:

  • договоры с покупателями и заказчиками;
  • договоры с поставщиками и подрядчиками;
  • кредитные договоры и договоры займа;
  • трудовые контракты и договоры подряда с физическими лицами;
  • договоры о совместной деятельности;
  • договоры с банками на обслуживание, конвертацию, инкассацию, открытие депозита и т.п.;
  • договоры купли-продажи ценных бумаг;
  • прочие договоры.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru