|
|
Учебное пособие Подготовка к ГИА по русскому языкуОбобщающий тест. Вариант № 2Часть 1Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем изложения — не менее 90 слов. Текст для прослушивания «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше». Если с помощью этих слов ежедневно создавать себе положительный настрой, жизнь действительно изменится к лучшему.
Возможно, эта идея к концу двадцатого века вызовет у вас не больше, чем улыбку. Да, это действительно полезно — всегда считать, что сосуд наполовину полон. И такому способу видеть мир можно научиться. Кому из нас не хотелось бы управлять своим внутренним состоянием так, чтобы ни при каких обстоятельствах не терять положительного настроя? Спокойно преодолевать трудности, с улыбкой встречать и с легким сердцем завершать прожитый день... «Знаете, как лучше всего начинать день?» Посмотреть в зеркало и подумать: как же я всех люблю! Улыбнуться и понять: все хорошо, жизнь прекрасна, и я так рада, что она у меня есть! Тогда никогда такое настроение не покинет целый день, несмотря на пробки, какие-то житейские ситуации. Если не позволять себе расстраиваться, не продлевать жизнь негативным чувствам, не выплескивать их на других, тогда возникающие трудности легче решать. И тогда приходит спокойная уверенность: я могу. Почаще повторяйте, что с неприятностями легче справляться по мере их поступления. И видеть мир реально: его хорошие и плохие стороны. Но при этом стараться не оставлять в памяти негативных эмоций и ситуаций, не лелеять обид. Полезно накапливать положительный опыт, делать его своим помощником. Если же в ситуации невозможно найти ничего положительного, можно постараться не концентрироваться на негативе. Конечно, можно ходить и жалеть себя, а можно отнестись по-другому: это есть, и с этим надо жить. Совсем не обязательно, чтобы в жизни хорошо было все, чтобы воспринимать ее позитивно. (П. Козырева ) Часть 2Дачный сезон (1) В Париже наблюдается удивительное для нас, иностранцев, явление — в Париже нет природных сезонов. (2) В России, как известно каждому, существует четыре времени года, или сезона: весна, лето, осень и зима. (3) Весной носят калоши, драповое пальто, держат экзамены и ищут дачу. (4) Летом живут на даче, носят соломенные шляпы и батистовые платья, давят мух и купаются. (5) Осенью носят калоши и драповое пальто, держат переэкзаменовки, ищут квартиры и шьют новые платья. (6) Зимой носят новые платья, меховые шубы, топят печи, отмораживают носы, катаются на коньках и простуживаются. (7) В Париже все навыворот. (8) Сезонов природных нет. (9) Есть какие-то странные: сезон тафты, сезон тюля, сезон бархата, сезон вышивки, сезон крепа, сезон скачек. (10) Выдумывают эти сезоны портнихи, и длятся они неравно. (11) Иной два месяца, иной три недели — никак его не ухватишь и не подладишься. (12) Приходится жить не своим разумом, а смотреть, что люди делают. (13) Вот теперь видим: отправляются люди на дачу. (14) Ну, и мы всколыхнулись. (15) Значит, у них весна считается, пора и нам об отдыхе подумать. (16) Только французы как-то беспечно к этому делу относятся. (17) Просто надумают какое-нибудь место — в горах или у моря — пошлют открытку в намеченную гостиницу, получат ответ, набьют чемоданы и марш. (18) Очень уж это все на русский обычай легкомысленно. (19) У нас не так. (20) Искали дачу с любовью, ездили во все стороны. (20) Ах, много чудесных историй связано с дачными воспоминаниями. (21) Теперь они кажутся прекрасными легендами. (22) Господи, пошли Ты нам, беженцам, дачу. (23) Чтоб была она высоко в горах на самом море, стоила бы дешево в глухой дыре с музыкой, и чтоб была она уединенная, и множество чтобы было там знакомых, и чтоб никто к нам не лез, а чтобы мы сами ко всем лезли. (Н. Тэффи) К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор текста называет дачные воспоминания прекрасными легендами?»
А2. Почему автор утверждает, что в Париже все «навыворот»?
АЗ. Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 20—22?
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово история (предложение 20).
А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержанию второй части противопоставлено содержание первой?
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Н. Тэффи рассказ о парижском дачном сезоне начинает с воспоминаний о дачных сезонах в России?» Н. Тэффи, рассказывая о дачном сезоне в Париже, вспоминает о дачных сезонах в России, потому что...
А7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Приходится жить не своим разумом, а смотреть, что люди делают».
Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову всколыхнулись (предложение 14). Напишите этот синоним. Ответ:___________ В2. Из предложений 13—21 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ:___________ ВЗ. Из предложений 13—21 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква Е, если приставка имеет значение очень». Ответ:___________ В4. Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах разносклоняемых существительных пишется буква Е». Ответ:___________ В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Значит, (1) у них весна считается, (2) пора и нам об отдыхе подумать. В России, (3) как известно каждому, (4) существует четыре времени года, (5) или сезона: весна, (6) лето, (7) осень и зима. Ответ:___________ В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Выдумывают эти сезоны портнихи, (1) и длятся они неравно. Осенью носят калоши и драповое пальто, (2) держат переэкзаменовки, (3) ищут квартиры и шьют новые платья. Ответ:___________ В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Чтоб была она высоко в горах на самом море, (1) стоила бы дешево в глухой дыре с музыкой, (2) и чтоб была она уединенная, (3) и множество чтобы было там знакомых, (4) и чтоб никто к нам не лез, (5) а чтобы мы сами ко всем лезли. Ответ:___________ В8. Из предложения 12 выберите словосочетание со связью согласование. Запишите его. Ответ:___________ В9. Выпишите грамматическую основу предложения 9. Ответ:___________ В10. Среди предложений 1—4 найдите предложение, в котором встречаются однородные члены с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения. Ответ:___________ В11. Среди предложений 13—20 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения. Ответ:___________ В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ:___________ В13. Среди предложений 15—20 найдите сложное бессоюзное предложение. Ответ:___________ В14. Среди предложений 13—22 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. Ответ:___________ Часть 3Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1. или С2.2. С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны орфографические правила?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие роль орфограмм. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «...чтоб никто к нам не лез, а чтобы мы сами ко всем лезли». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Ответы к части А4,3,2,3,4,3,4 Ответы к части В
Информация о тексте для сжатого изложения
Рекомендации для выполнения заданий С2.1; С2.2С2.1.
С2.2.
|
|
|