|
|
Учебное пособие Подготовка к ГИА по русскому языкуОбобщающий тест. Вариант № 1Часть 1Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем изложения — не менее 90 слов. Текст для прослушивания Самое время За два последних столетия мы, люди, стали дольше жить и относиться к возможностям собственного возраста по-другому. Подумать только: «старушкой дряхлой» Пушкин называл свою няню, когда той было всего сорок два. Молодая совсем женщина, как говорится, все еще впереди...
Раньше, желая объяснить свое бездействие, человек вздыхал: «Мне уже поздно...» Сейчас в схожей ситуации мы все чаще слышим: «Ну, мне еще рано...» Девиз «Никогда не поздно!», просто созданный для того, чтобы побуждать к действиям и вселять веру в собственные силы, на наших глазах меняет смысл на противоположный: « Зачем спешить — успеется...» Однако все мы прекрасно знаем, что поздно — бывает, причем по самым разным причинам. Для того чтобы стать, например, профессиональным спортсменом, надо начать серьезно заниматься еще до школы. Впрочем, что спортсмены! Даже простая человеческая мечта о тихой старости в кругу любящих родственников требует ежедневной многолетней заботы. Конечно, можно вспомнить счастливые исключения — например, людей, которым удалось сделать открытие или заработать первый миллион лет в пятьдесят. Действительно, такое случается. Но достаточно глянуть вокруг, чтобы заметить: нас окружают люди, которые просто не успели. Именно поэтому, вместо того чтобы привычно повторять «все впереди», может быть, стоит более трезво посмотреть на те ограничения, которые ставят перед нами общество и наш организм. И, возможно, признать: есть вещи, которых мы не успеем, если не сделаем их сейчас, через пять, десять или двадцать лет. Это заставит нас ясно представить себе временную карту наших возможностей и в следующий раз, прежде чем, как обычно, произнести успокаивающее «никогда не поздно», стоит задуматься: а когда же будет «самое время»? И не пропустить его. (Е. Кадиева ) Часть 2(1) Помню мокрый и мрачный октябрьский день, когда с неловким чувством, что участвую в каком-то ряженье, я в первый раз надел тонкотканый иссиня-чер-ный плащ средневекового покроя и черный квадратный головной убор с кисточкой. (2) И сделал это, чтобы представиться моему наставнику. (3) Обойдя пустынный и туманный двор колледжа, я поднялся по указанной мне лестнице и постучал в слегка приоткрытую массивную дверь. (4) Далекий голос отрывисто пригласил войти. (5) Сумерки опередили меня; в кабинете не было света, кроме пышущего огня в большом камине, около которого сидела темная фигура. (6) Настоящая моя история пребывания в английском университете есть история моих потуг удержать Россию. (7) У меня было чувство, что Кембридж и все его знаменитые особенности: расписные окна, башенные часы с курантами, аркада, серо-розовые стены в пиковых тузах плюща — не имеют сами по себе никакого значения, существуя только для того, чтобы обрамлять и подпирать мою невыносимую ностальгию. (8) Я был в состоянии человека, который, только что потеряв нетребовательную, нежно к нему относящуюся старую родственницу, вдруг понимает, что из-за какой-то лености души, усыпленной дурманом житейского, он как-то никогда не удосужился узнать покойную по-настоящему и никогда не высказал своей, тогда мало осознанной, любви, которую теперь уже ничем нельзя было разрешить и облегчить. (9) Под бременем этой любви я сидел часами у камина, и слезы навертывались на глаза от напора чувств, от банальности тлеющих углей, одиночества, отдаленных курантов. (10) И мучила мысль о том, сколько я, к сожалению, пропустил в России, сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку. ( В. Набоков ) К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор сравнивает свою любовь к России с любовью к старой родственнице?»
А2. Почему пребывание в Кембридже обостряет чувство ностальгии?
АЗ. Как характеризует лирического героя информация, заключенная в предложениях 6—10?
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово карман (предложение 10).
А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержанию второй части противопоставлено содержание первой?
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, вспоминая о Родине, автор говорит о лености души?» Автор говорит о лености души, потому что...
А7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «И мучила мысль о том, сколько я пропустил в России, сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку».
Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову дурман. Напишите этот синоним. Ответ:______________ В2. Из предложений 8—10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ:______________ ВЗ. Из 1-го абзаца выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если слово имеет значение неполноты действия». Ответ:______________ В4. Из предложений 6—9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах разносклоняемых существительных пишется буква ?». Ответ:______________ В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. И мучила мысль о том, (1) сколько я, (2) к сожалению, (3) пропустил в России, (4) сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, (5) кабы предвидел разлуку. Ответ:______________ В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Под бременем этой любви я сидел часами у камина, (1) и слезы навертывались на глаза от напора чувств, (2) от банальности тлеющих углей, (3) одиночества, (4) отдаленных курантов. Ответ:______________ В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Я был в состоянии человека, (1) который, (2) только что потеряв нетребовательную, (3) нежно к нему относящуюся старую родственницу, (4) вдруг понимает, (5) что из-за какой-то лености души, (6) усыпленной дурманом житейского, (7) он как-то никогда не удосужился узнать покойную по-настоящему и никогда не высказал своей, (8) тогда мало осознанной, (9) любви, (10) которую теперь уже ничем нельзя было разрешить и облегчить. Ответ:______________ В8. Из предложения 3 выберите словосочетание со связью примыкание. Запишите его. Ответ:______________ В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3. Ответ:______________ В10. Среди предложений 6—8 найдите предложение, в котором встречаются однородные члены с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения. Ответ:______________ В11. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения. Ответ:______________ В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ:______________ В13. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с разными видами союзной (подчинительной) и бессоюзной связи. Ответ:______________ В14. Среди предложений 6—9 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. Ответ:______________ Часть 3Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2. С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «Сколько я пропустил в России...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Ответы к части А3,4,3,2,3,2,2 Ответы к части В
Информация о тексте для сжатого изложения
Рекомендации для выполнения заданий С2.1; С2.2С2.1.
С2.2.
|
|
|