Энциклопедический словарь
юного историка

Организация объединенных наций (ООН)

26 июня 1945 г. на Учредительной конференции в Сан- Франциско был подписан Устав ООН — международной организации, основными целями которой являлись поддержание и упрочение мира и безопасности, развитие мирного сотрудничества между государствами. Подготовка к созданию ООН началась еще в ходе второй мировой войны (Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 1943 г., конференция в Думбартон-Оксе (США) 1944 г., Крымская конференция руководителей СССР, США, Англии 1945 г.); она продемонстрировала сотрудничество государств, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

Согласно Уставу, ООН создана прежде всего для поддержания международного мира и безопасности, для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии коллективными мерами, для улаживания международных споров мирными средствами. Устав ООН предполагает осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощряет и развивает уважение к правам человека. Проблема согласования действий государств—членов ООН особенно важна в настоящее время, в период начала позитивных перемен в международных отношениях, когда на смену баланса силы приходит осознание необходимости баланса» интересов государств и народов всего мира, решения спорных вопросов политическими методами.

Главные органы ООН — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. В разветвленную систему ООН входят также специализированные учреждения (например, ЮНЕСКО), многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. По данным 1992 г., в ООН входят 179 государств.

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Генеральная Ассамблея собирается на ежегодные сессии в сентябре текущего года. Помимо очередных сессий она проводит специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов ООН или по требованию одного из членов при присоединении к нему большинства. В частности, начиная с 1978 г. было проведено три специальные сессии по проблемам разоружения.

Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и давать по ним рекомендации, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению Советом Безопасности. Генеральная Ассамблея утверждает бюджет ООН, избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда и по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются квалифицированным большинством, т. е. 2/3 голосов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Несмотря на то что любые решения Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер, моральный вес ее резолюций в глазах международного сообщества очень велик.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. С 1965 г. Совет состоит из 15 членов, 5 постоянных — СССР (с декабря 1991 г. — Россия), США, Англия, Франция, Китай и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей по квотному принципу на двухлетний срок от 5 существующих в ООН географических групп: африканской, азиатской, латиноамериканской, восточноевропейской и западноевропейской. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для принятия решений по важным вопросам требуется не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных членов. Правило единогласия великих держав в Совете Безопасности называется правом «вето». Если постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его принятие путем применения вето, он может воздержаться при голосовании. Совет Безопасности — единственный из органов ООН, решения которого, согласно Уставу, государства-члены обязаны выполнять. Совет Безопасности функционирует непрерывно, что особенно важно, так как большую часть своей деятельности он посвящает урегулированию и по возможности предотвращению международных конфликтов, постоянно возникающих в мире. Совет может принять решение о принудительных мерах, экономических санкциях или коллективных военных действиях.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — главный орган по координации экономической и социальной деятельности ООН состоит из 54 членов, избираемых сроком на три года, причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены 18 членов, трехлетний срок которых истек. ЭКОСОС формирует целый ряд вспомогательных органов, в том числе 5 региональных комиссий: для Африки, для Азии и Тихого океана, Европейскую экономическую комиссию, Экономическую комиссию для Латинской Америки и Экономическую комиссию для Западной Азии. ЭКОСОС тесно сотрудничает с неправительственными организациями, которые занимаются вопросами, входящими в его компетенцию, свыше 600 из них имеют консультативный статус при Совете. ЭКОСОС проводит обычно две ежегодные сессии: одну — в Нью-Йорке, другую — в Женеве.

Устав Организации Объединенных Наций. Титульный лист.

Совет по опеке был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, чтобы способствовать их экономическому прогрессу и развитию в направлении к самоопределению или независимости. В состав Совета по опеке входят постоянные члены Совета Безопасности, государства, управляющие подопечными территориями. Поскольку из 11 первоначальных подопечных территорий к 1991 г. не осталось ни одной (в декабре 1990 г. Совет Безопасности принял решение о прекращении действия соглашения об опеке над Микронезией), функции Совета по опеке фактически оказались исчерпанными. Исчезновение подопечных территорий и других колониальных владений — одно из крупных достижений ООН. Роль освободившихся государств в деятельности ООН, составляющих ее большинство, заметно возросла.

Международный Суд, находящийся в Гааге, является главным судебным органом ООН; его Статут — неотъемлемая часть Устава ООН. В юрисдикцию Суда входят все вопросы, которые передаются ему государствами — членами ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. В его состав входят 15 судей, избираемых сроком на 9 лет, с таким расчетом, чтобы в нем были представлены главные правовые системы всего мира. В конце 80-х — в 90-е гг. в целях повышения эффективности деятельности ООН большинство ее членов стремятся повысить роль международного права в международных отношениях и активизировать Международный Суд для того, чтобы предотвратить перерастание существующих между государствами разногласий в конфликты. Секретариат ООН обслуживает все главные органы ООН, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую ими. Каждое государство — член ООН обязуется уважать международный характер Секретариата и не пытаться оказывать на него влияние. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. За всю историю ООН было 6 Генеральных секретарей: Трюгве Ли (Норвегия), Даг Хаммаршельд (Швеция), У Тан (Мьянма), Курт Вальдхайм (Австрия), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), Бутрос Бутрос-Гали (Египет). Особенно велика роль Генерального секретаря в проведении операций по поддержанию мира, которыми он руководит по поручению и под общим контролем Совета Безопасности.

Потепление международного климата положительно сказывается на деятельности ООН, откуда начинают исчезать политическая нетерпимость, дух конфронтации, хотя негативные черты прошлых лет продолжают давать себя знать и сейчас. В этой связи ООН начала способствовать разрешению целого ряда региональных международных конфликтов, серьезно осложняющих ситуацию в мире. ООН принимает участие в урегулировании международных аспектов афганского кризиса, при непосредственном участии Совета Безопасности и Генерального секретаря была закончена военная фаза длительного ирано-иракского вооруженного конфликта. ООН способствовала достижению независимости последней колонии в Африке — Намибии в 1989 г. Деятельность сил ООН по поддержанию мира при проведении первых свободных выборов в Намибии («намибийская формула») стала примером для решения других региональных конфликтов, например центральноамериканского, камбоджийского. В то же время один из самых затяжных региональных конфликтов современности — ближневосточный до сих пор не решен, несмотря на то что в октябре 1991 г. началась международная конференция по Ближнему Востоку под эгидой ООН с участием всех сторон конфликта и 5 постоянных членов Совета Безопасности.

Деятельность сил ООН по поддержанию мира, осуществляемая под руководством Совета Безопасности, была высоко оценена международной общественностью и отмечена Нобелевской премией мира. Приоритет общечеловеческих ценностей предполагает и приоритет всемирных институтов, поэтому роль ООН в противоречивом, но все более взаимозависимом мире возрастает.

Серьезным испытанием постконфронтационного периода международных отношений стал региональный кризис в Персидском заливе, начавшийся в результате агрессии Ирака против соседнего Кувейта 2 августа 1990 г. Совет Безопасности потребовал возможности для восстановления независимости аннексированного Кувейта. В августе—ноябре 1990 г. Совет Безопасности принял 12 резолюций по этому вопросу, в том числе резолюцию по экономическим санкциям против Ирака. Наиболее важной является резолюция № 678 от 29 ноября 1990 г., которая, основываясь на положениях главы VII Устава ООН, требует, чтобы Ирак полностью выполнил все предыдущие резолюции Совета, и постановляет, «сохраняя в то же время в силе все свои решения, предоставить Ираку одну последнюю возможность, в качестве паузы доброй воли, сделать это». Резолюция № 678 предусматривает в качестве крайней меры использование всех необходимых средств, в том числе военной силы, чтобы восстановить мир и безопасность в этом регионе. Режим С. Хусейна решительно отверг резолюцию Совета Безопасности.

Заседание Совета Безопасности ООН.

Резолюция № 678 собрала 12 голосов «за», включая 4 постоянных членов Совета Безопасности (Китай воздержался) при двух голосах против — Куба и Йемен. В заседании Совета Безопасности приняли участие министры иностранных дел — нечастый случай в практике ООН.

Вскоре после начала иракской агрессии в Саудовской Аравии на границе с Кувейтом начали концентрироваться воинские подразделения США, Англии, союзных с ними государств, некоторых арабских стран. По настоянию СССР, который выступал за мирное разрешение кризиса в Персидском заливе, «пауза доброй воли», предоставленная Ираку, была продлена с 1 до 15 января 1991 г. Попытки заставить Ирак подчиниться воле ООН не принесли результата, поэтому 17 января 1991 г. многонациональные силы начали военные действия против агрессора в воздухе, а 24 февраля — на суше. Накануне сухопутного наступления многонациональных сил СССР, подтвердив свое полное согласие с предыдущими резолюциями Совета Безопасности, предпринял интенсивные усилия для мирного окончания конфликта, которые не увенчались успехом. 28 февраля 1991 г., после того как был освобожден Кувейт и Ирак заявил о готовности выполнить резолюции Совета Безопасности в полном объеме, военные действия были прекращены.

В апреле 1991 г. Совет Безопасности принял резолюции об основах урегулирования ирако-кувейтского кризиса. Она предусматривает решение всех пограничных вопросов, в том числе о демаркации границы; уничтожение иракского химического оружия под международным контролем; учреждение миссии наблюдателей ООН в количестве 1400 человек из 35 стран в демилитаризованной зоне на границе между Ираком и Кувейтом, в том числе 300 военных наблюдателей, куда входят представители всех постоянных членов Совета. Конфликт в Персидском заливе, особенно его военная фаза, создал реальную угрозу начавшемуся периоду ослабления международной напряженности и одновременно продемонстрировал предпочтительность многосторонних усилий по поддержанию безопасности.

Рейтинг@Mail.ru