Энциклопедический словарь
юного историка

Образование

Прародиной образования были страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Индия и др.). Здесь существовали три основных типа школы: жреческие (при храмах) готовили служителей культа; дворцовые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати; нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и по уходу за ними призваны были удовлетворить школы писцов-чиновников. В жреческих школах образование было более широким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилоне кроме обычных основ общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение) преподавались право, астрономия, астрология, медицина; большое внимание уделялось религии.

В античном мире, во многом воспринявшем традиции и прогрессивные тенденции духовной культуры Древнего Востока, сложились три своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская (см. Античность, Древний Рим, Древняя Греция). Более полное для своего времени развитие по сравнению со спартанской получила афинская система воспитания и образования (7—5 вв. до н. э.). Цель ее — формирование гармонически развитой личности. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно посещали еще и школу кифариста (музыка, пение, декламация).

Берестяная грамота.

Подростки 13—14 лет в палестре занимались под руководством педотриба гимнастикой. Здесь же уделялось внимание их гражданской подготовке: проводились беседы на политические и нравственные темы. Юноши 16—18 лет из наиболее знатных и состоятельных семей в государственном учебном заведении — гимнасии изучали философию, литературу, политику; много времени отводилось сложным физическим упражнениям. Такая организация занятий призвана была готовить юношей к их будущей политической карьере.

Многие особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования получили дальнейшее развитие в Риме (до 6 в. до н. э.). Как и в Афинах, здесь до 7 лет господствовало семейное обучение и воспитание. Римская система образования носила отчетливо выраженный гражданский характер; она стремилась подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, жестким и расчетливым землевладельцем.

Возникшие в период ранней республики (5 в. до н. э.) первые начальные школы в Древнем Риме предназначались главным образом для детей бедняков. В них обучались в течение А—5 лет мальчики и девочки от 7 до 11—12-летнего возраста. Школы эти были частными и влачили чаще всего нищенское существование.

После того как Рим в первой половине 2 в. до н. э. завоевал многие государства Средиземноморья, превратившись в могущественную империю, система воспитания претерпела существенные изменения. Широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков 11—12 лет из богатых и знатных семей. К моменту ее окончания 15-летние подростки, пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в недалеком будущем посвятить себя деятельности-политического и судебного оратора. В последние десятилетия Римской республики (1 в. до н. э.) своего рода высшими учебными заведениями стали риторские школы.

Средневековый учитель математики.

Они давали подросткам и юношам в возрасте от 13—14 до 16—19 лет более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. В результате школьных реформ, проведенных при императоре Диоклетиане (285—305), была создана единая система образования, в грамматических школах в качестве обязательного предмета вводилась математика.

В средние века в сфе^ре образования господствовала церковь. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры. В большинстве своем написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связующих прежнюю систему образования с новой. Она основывалась не на родном, а на латинском языке.

В мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока основными типами школ стали мектебы (начальные школы, где преподавание велось, главным образом, по Корану и другим религиозным книгам, учителями обычно были приходские муллы местной мечети) и медресе (средняя религиозная (конфессиональная) школа, готовившая служителей ислама — мулл и учителей для мектебов). Медресе более высокого типа выпускали казиев (судей), мусульманских богословов и других высших духовных лиц. Здесь же получали образование и будущие поэты, писатели, философы, врачи, т. е. лица не духовного звания.

В Западной Европе основными типами школ стали: приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, решивших стать монахами (они готовили также кадры низшего духовного персонала); соборные или кафедраль ные — они открывались при епископских резиденциях. Во всех перечисленных школах обучались дети 7—15 лет основам грамоты и пению. В монастырских и соборных школах преподавались, кроме того, грамматика, риторика и «диалектика» (знания и навыки для ведения диспутов на религиозные темы), а в более крупных — арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (умение вычислять по звездам время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Интересной была рыцарская система воспитания. Она включала в себя верховую езду, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах.

Аудитория в Саламанском университете. Испания. Литография 16 в.

Эта система (так называемые «семь рыцарских добродетелей») отражала презрение ко. всем видам труда представителей данного социального слоя.

Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов (см. Средневековый город) вызвали в 13—14 вв. появление нового типа учебных заведений — цеховых и гильдейских школ, созданных по инициативе цехов и содержавшихся на их средства. Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников, обучение же ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. В цеховых и гильдейских школах большое внимание уделялось математике и дисциплинам естественнонаучного цикла, имеющим реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников.

В 12—13 вв. в результате расширения торговых связей, проникновения в духовную жизнь Западной Европы арабской культуры значительно возросла потребность в повышении уровня образования. Появляются учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным: медицинская школа в Солерно, юридические школы в Болонье и Падуе (Италия). К этому же времени относится возникновение первых университетов, не зависимых ни от церкви, ни от феодалов, автономных по отношению к городским магистратам. Наиболее знаменитые из университетов — Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский (Карлов), Краковский (Ягеллонский) и др.

В эпоху Возрождения интерес к знаниям, к культурному наследию античных народов усилил потребность в новом характере и направлении образования. Педагогика эпохи Возрождения стремилась к стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, вооружению их практическими умениями и навыками, хотела создать такую атмосферу учения, которая бы превращала его в радостный и интересный процесс для детей. В этом педагогам помогали экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы. Так учили, например, в «школе радости» Витторино де Фельтре в Мантуе (Италия).

Демократические и гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения ярко и полно выразил Я. А. Коменский (1592—1670) — великий чешский теоретик и практик образования. Он призывал «учить всех — всему» (идея всеобщего начального обучения), доказывал, что начинать обучение надо на родном языке, обосновывал принцип сообразности образования и воспитания Природе (макромир) и природе ребенка (микромир).

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического, основанного на изучении латинского и греческого языков, античной литературы. Классическое образование давала гимназия; ее истоки — в афинской и римской системах воспитания. Существенные изменения в содержании гимназического образования произошли в 18 — начале 19 в., когда учебные планы гимназий и других типов школ классического направления (латинских, грамматических, лицеев и т. п.) стали больше внимания уделять развитию мышления, эстетических вкусов, формированию научного мировоззрения; математика получает такой же высокий статус, как и грамматика древних языков. Достойное им место заняли родной язык, история, география, естественные науки. Гимназия постепенно становится основным типом средней общеобразовательной школы, готовящей юношей к поступлению в университет. В России государственные гимназии были созданы по уставу 1804 г. С этого момента в нашей стране берет свое начало развитие классического образования. Фактически гимназия представляла собой один из основных типов общего среднего образования.

Процесс развития капитализма в Западной Европе привел к превращению сословной школы в классовую, буржуазную, сущность которой состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих. В развитых капиталистических странах в 19 в. были приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей, школа провозглашалась единой и светской. Наряду с классической средней существуют реальные и профессиональные школы (в их учебных планах на первом месте — математика, физика, биология и др.)? готовящие кадры для промышленного производства и торговли.

Примерно со второй половины 19 в. система образования в США, Англии, Франции, Германии, Японии, Австралии приобретает некоторые общие черты. Самая характерная из них — двойственность (дуалистичность), отсутствие единства. После совместного обучения в начальной школе дети на основе интеллектуального тестирования распределяются по разным типам школ с различными целевыми установками и разным содержанием образования. Развернувшаяся с начала 60-х гг. 20 в. резкая критика такой практики отбора учащихся привела к определенному ограничению масштабов его применения.

В последние годы в странах Западной и Восточной Европы, Америке, Японии и Канаде средняя школа приобретает более демократический и массовый характер, проводятся реформы, направленные на реорганизацию ее структуры в плане рационализации, обновления в соответствии с требованиями научно-технического прогресса содержания образования и методов обучения, усиливается дифференциация учебного процесса, интеграция отдельных школьных дисциплин, широко применяются технические средства обучения, прежде всего телевидение и компьютеры.

На помощь учителю приходит современная техника.

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси. Согласно отдельным летописным свидетельствам, школы открывались при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. свидетельствуют, что грамотность в Древней Руси получила достаточно широкое распространение не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. Замечательные памятники древнерусской педагогической литературы 11—12 вв. — «Изборник» Святослава, а также «Поучение» Владимира Мономаха. Первое в России высшее учебное заведение — Киево-братская коллегия, получившая затем права академии, — было открыто в 1632 г. Вторым высшим учебным заведением стала созданная в Москве в конце 70-х гг. 17 в. по образцу Киевской Славяно-греко-латинская академия, в которой получили образование М. В. Ломоносов, писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели отечественной культуры, науки и просвещения 18 в. После открытия в 1755 г. Московского университета академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение, утратив свое первоначальное значение как центра философского, богословского и филологического образования.

Система народного образования в России до 1917 г. слагалась из многотипной начальной школы для детей простого народа. Выпускники двухклассных начальных и высших начальных училищ могли продолжать свое учение в низших звеньях системы реального образования. Представители состоятельных слоев населения обучали своих детей в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, университетах и других высших учебных заведениях. Сохранялся и ряд школ сословного характера, закрытые дворянские учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, пажеский корпус, институты благородных девиц. В Смольном институте благородных девиц преподавал великий русский педагог К. Д. Ушинский (1842—1870/71) — основоположник отечественной научной педагогики, автор капитального труда «Человек как предмет воспитания» и знаменитых учебников для народной школы «Родное слово» и «Детский мир». Ушинскии в повседневной научно-педагогической и практической деятельности осуществлял свой жизненный девиз: «Как можно больше принести пользы моему Отечеству — вот единственная задача моей жизни».

Большую роль в преобразованиях нашей школьной системы после Октябрьской революции сыграли видные деятели культуры и педагогики: первый нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский (1875—1933) — один из авторов «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР» и Н. К. Крупская (1869—1939). Ощутимое влияние на обновление принципов и методов учебно-воспитательного процесса в нашей школе в духе гуманистической и демократической концепции воспитания и образования оказывают и сегодня своими новаторскими идеями талантливые педагоги С. Т. Шацкий (1878—1934), А. С. Макаренко (1888—1939) и В. А. Сухомлинский (1918—1971). Их оригинальные теории и практика получили широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом.

Наряду с обычными средними общеобразовательными школами в нашей стране получают развитие школы с углубленным изучением отдельных предметов (естественнонаучных, физико-математических, гуманитарных, иностранных языков), возрождаются на новой научно-методической основе гимназия, колледж, лицей. Они ставят своей целью обеспечить более высокий по сравнению с обычной средней общеобразовательной школой уровень образования, который бы в большей мере соответствовал современным достижениям в области науки, производства и духовной культуры. Школа ведет настойчивый поиск новых форм организации и методов обучения, обогащаясь опытом наших современных педагогов- новаторов и творчески используя классическое мировое и отечественное наследие в области образования и воспитания.

Рейтинг@Mail.ru