Энциклопедический словарь
юного историка

История России

       

Союз Советских Социалистических Республик

Предшественницей СССР была РСФСР, созданная после Октябрьской революции 1917 г. на части территории бывшей Российской империи. Большевики предложили народам идею равенства и братства в рамках союзного — федеративного — государства. Идея эта разоружила национальные движения на окраинах бывшей Российской империи, позволила остановить интенсивный процесс ее распада, гарантировала политическую и экономическую самостоятельность народам, ее населяющим. Огромную роль в реализации этой идеи сыграла Красная Армия. Между РСФСР и рядом вновь созданных социалистических республик — Украиной, Белоруссией и др. — были заключены двухсторонние и многосторонние соглашения по военным, хозяйственным и внешнеполитическим вопросам.

Осенью 1922 г. при обсуждении вопроса о политическом союзе республик в руководстве возникли разногласия по поводу устройства будущего государства. И. В. Сталин считал, что республики должны войти в состав РСФСР в качестве ее автономных единиц, т. е. на условиях полного отказа от суверенных прав. План «автономизации» В. И. Ленин подверг резкой критике. Будучи сторонником унитарного — единого — государства (им легче управлять), Ленин считал необходимым хотя бы на время иметь в будущем государстве федеративную организацию связей центра и территорий, предполагающую значительную самостоятельность последних.

Тогда, в 1922 г., ему удалось убедить в этом своих соратников. Пытаясь с помощью федерации решить чрезвычайно больной для России национальный вопрос, урегулировать межнациональные отношения, руководство партии и государства избрало для ее построения национальный принцип, чем заложило мину замедленного действия под само государство, поскольку такая его форма в значительной степени способствует разделению народов по всевозможным, иногда и надуманным, признакам. Практически с самого начала существования СССР в его устройстве преобладали унитарные начала, республики постепенно утрачивали закрепленные за ними права, что объяснялось, как правило, политическими мотивами: внешней угрозой, обострением классовой борьбы внутри страны и т. п. К концу 30-х гг. СССР представлял собой унитарное государство с «элементами» федерализма.

Договор об образовании СССР 27 декабря 1922 г. был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Федерацией (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР Закавказских республик не было принято). 30 декабря 1922 г. в Большом театре в Москве собрался I Съезд Советов СССР, утвердивший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В декларации отмечалось, что СССР — добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем. За каждой республикой формально сохранялось право выхода из состава СССР, но механизм выхода не был выработан. В договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция СССР была определена весьма подробно — она насчитывала 22 пункта.

Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания федеральных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежали исключительно ведению Съезда Советов СССР. На II Съезде Советов в январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

СССР складывался постепенно. 27 октября 1924 г. на территории Туркестанской АССР, входящей в РСФСР, были образованы две союзные республики — Узбекская и Туркменская. 5 декабря 1929 г. Таджикская АССР, входившая в состав Узбекской ССР, была преобразована в союзную республику. 5 декабря 1936 г. была упразднена Закавказская Федерация и три республики — Грузия, Армения и Азербайджан — вошли в состав СССР непосредственно. Казахская и Киргизская АССР, входившие до этого в РСФСР, стали союзными республиками. Таким образом, Конституция СССР 1936 г. закрепила в составе СССР уже 11 союзных республик.

Дальнейшее увеличение числа союзных республик было связано с советско-финляндской, второй мировой и Великой Отечественной войнами. После войны с Финляндией часть ее территории перешла к СССР, была присоединена к Карельской АССР, являвшейся частью РСФСР, в результате чего 31 марта 1940 г. была создана Карело-Финская ССР. Почти год спустя после начала второй мировой войны и присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, входивших прежде в Российскую империю и утраченных в результате советско-польской войны и договора 1921 г., Бессарабии, бывшей с 1918 г. частью Румынии, 2 августа 1940 г. была создана Молдавская ССР.

До этого Молдавская АССР была частью Украинской ССР. После вступления советских войск на территорию Прибалтийских республик и организации там «социалистических революций» в СССР вошли Эстонская ССР (21 июля 1940 г.), Литовская ССР (3 августа 1940 г.) и Латвийская ССР (5 августа 1940 г.).

Герб СССР — государственный символ первой в мире страны социализма.

Теперь их стало 16. Незначительное увеличение территории СССР в последующие годы к созданию новых союзных республик не привело. Более того, 16 июня 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

Число автономных республик, являвшихся частью союзных, с течением времени также менялось. Государственный аппарат СССР определялся главным образом конституциями, которых за все годы его существования было три: 1924, 1936, 1977 гг.

По Конституции 1924 г. высшими органами власти в стране являлись Съезд Советов СССР, созывавшийся до 1927 г. раз в год, а затем раз в два года, и двухпалатный Центральный исполнительный комитет (ЦИК) как постоянно действующий орган между созывами съездов. Между сессиями ЦИКа действовал его президиум. Съезд формировался на основе многоступенчатых, неравных (для городских и сельских избирателей) выборов путем открытого голосования, в основном по производственному принципу. Сохранялись ограничения для семи категорий населения.

Избирательных прав лишались частные торговцы, лица, живущие на нетрудовые доходы, монахи и служители культа, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений и др. Правительство — Совет народных комиссаров СССР — состояло из народных комиссаров, число которых постепенно увеличивалось, и руководителей некоторых других ведомств.

Общефедеральными органами управления были в основном народные комиссариаты. Судебную систему возглавлял Верховный суд СССР, имущественные споры разрешались арбитражными судами, надзор за законностью осуществлялся органами прокуратуры. Система органов власти в союзных республиках была аналогична федеральной. Они действовали в соответствии с Конституцией СССР и конституциями своих республик.

На местах существовали Советы и их исполнительные комитеты. Ко времени создания СССР они утратили даже элементы самоуправления, наметилось сращивание аппарата исполнительной власти с партийным аппаратом, ставшее затем реальностью. Исполкомы отодвинули Советы на второй план и действовали, как и весь государственный аппарат СССР, под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Советская система пережила СССР и прекратила свое существование в конце 1993 г.

Конституция СССР 1936 г. заменила съезды Советов СССР и республик верховными советами (в СССР Верховный Совет был двухпалатным, состоявшим из Совета Союза и Совета Национальностей), между сессиями которых действовали их президиумы, внесла изменения в избирательную систему.

В марте 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства и правительство стало называться Советом Министров СССР. В 1957 — 1965 гг. вместо промышленных и строительных министерств СССР в административно-территориальных районах были созданы Советы народного хозяйства. В 1965 г. основным звеном управления вновь становятся министерства, территориальная система управления заменяется отраслевой.

Конституция СССР 1977 г. изменений в систему государственных органов не внесла. В связи с принятием законов «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», «О выборах народных депутатов СССР» (оба от 1 декабря 1988 г.), «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» (14 марта 1990 г.) в СССР установилась следующая структура органов государственной власти: Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Президент СССР, Совет Федерации, Правительство (с марта 1991 г. — Кабинет министров), Комитет конституционного надзора.

5 сентября 1991 г. V Съезд народных депутатов СССР принял законы, определяющие систему органов власти и управления в переходный период. В соответствии с ними высшим органом представительной власти в стране вновь становится двухпалатный Верховный Совет. На межреспубликанской основе создавались Государственный Совет и Межреспубликанский экономический комитет.

В разное время в СССР существовали чрезвычайные органы. Их деятельность носила общефедеральный (например, Государственный комитет обороны в 1941 — 1945 гг.) и региональный (например, Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной области, 1989 г.) характер.

По территории, унаследованной в основном от Российской империи (22,4 млн. кв. км), СССР являлся крупнейшим государством мира, занимавшим одну шестую часть обитаемой суши. По численности населения СССР уступал лишь Китаю и Индии. На начало 1989 г. в СССР проживало 287,6 млн. человек, свыше ста больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, тесно связанных общностью исторических судеб. Около половины населения составляли русские.

СССР являлся страной с богатым экономическим потенциалом, занимая ведущее место в мире по разведанным запасам угля, природного газа, других полезных ископаемых, страной богатейших культурных и иных традиций. Однако возможности его не были полностью реализованы. Свертывание новой экономической политики, ликвидация даже элементов рыночных отношений как в городе, так и в деревне, варварские методы проведения индустриализации и коллективизации, спровоцированный политикой партии голод начала 30-х гг., массовые политические репрессии, стремление к военному паритету с наиболее развитыми государствами, Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг., «холодная война» в течение многих лет, антидемократический однопартийный режим, характерный практически для всех лет существования СССР, и многое другое способствовали сползанию страны к кризису в экономике. Хотя за почти семьдесят лет она неузнаваемо изменилась, превратившись в крупную индустриальную державу с мощным военно-промышленным комплексом, с огромным и богатым интеллектуальным, научным потенциалом, стала страной, обеспечившей всему населению социальную защищенность, бесплатное образование и медицинскую помощь, стабильные на протяжении десятилетий цены на основные продукты питания, небольшую плату за жилье, известную уверенность в будущем.

Цена всего этого оказалась очень высокой: из страны крестьянской она превратилась в страну без крестьянства, огромный урон был нанесен природным ресурсам.

В конце 80-х гг. экономический кризис дополнился политическим, ослабла стержневая роль КПСС, Прибалтийские республики потребовали выхода из состава СССР, другие объявили о своем суверенитете. Руководство страны ответило на это экономической блокадой одних республик, вводом войск в столицы других. В марте 1991 г. большинство населения страны на референдуме высказалось в пользу обновленного союза республик (в том числе 71% граждан РСФСР, участвовавших в нем). Но усилия М. С. Горбачева — первого и последнего президента СССР — подписать новый союзный договор, расширяющий права республик, не увенчались успехом. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. только ускорила процесс распада СССР. 8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Беларуси подписали соглашение о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. 25 декабря М. С. Горбачев сложил президентские полномочия. СССР прекратил свое существование, его правопреемницей на международной арене стала Российская Федерация.

Рейтинг@Mail.ru