Истоки русской культуры едва видны в
глубинах «бесписьменных»
тысячелетий. С трудом восстанавливают историки ее
древнейшие контуры. Сложность состоит и в
том, что корни национальной духовности
очень разветвлены. Они пронизывают
огромные этнокультурные пласты Евразии: от
индоевропейского «куста народов» 4 — 3
тысячелетий до н. э., сквозь бури формирования
древнеевропейских племен 2 тысячелетия до
н. э. к этнокультурному отпочкованию праславянства около 5 в. до н. э., а от него — к
консолидации восточных славян и их
заселению территории своей будущей
национальной государственности. Это перемещение
происходило двумя потоками в 5 — 7 вв. н. э.
(см. Происхождение и расселение восточных
славян). В результате к 9 в. сформировалось
два родственных, но не идентичных цивилизационных очага. Центром одного стал
Новгород, другого — Киев. Результат их
политической и культурной интеграции —
образование Древнерусского государства со
столицей в Киеве, мощный взлет культуры и
самосознания народа, ощутившего свое
единство (см. Русь в 9 — начале 12 в.) и
объединившегося в восточнославянскую
народность, впитавшую культурное достояние как
славянских, так и неславянских племен.
Первоначально эта культура была
языческой. Сила ее заключалась в тысячелетних
традициях, а наиболее ярким признаком
являлось многобожие — одухотворение
природных стихий.
Языческая культура породила немало
ярких, самобытных явлений: сокровища
фольклора с его мудростью, причудливой
фантазией и юмором, народные ремесла с
сакральным оформлением их продукции
(изображения определенных животных и
птиц, считавшихся символами природы,
магических знаков в орнаменте резьбы по
дереву и кости, изделиях из металла и вышивке),
зажигательные пляски и плавные хороводы,
красочные праздники и таинства обрядов,
приуроченных к циклам человеческой жизни
и сельскохозяйственных работ. Романтика и
чарующе-колдовской характер языческих
древностей обусловили бережное
сохранение их элементов в народной культуре до
наших дней.
Однако языческая «естественность» имела
и обратную сторону. Она делала человека
причастным к природе, почти не затрагивая
отношения между самими людьми. Такое
мировоззрение было несовместимо с
глубоким пониманием человеческой души, а значит, и личности. Это все более тормозило
развитие культуры. К концу 10 в. потенциал
язычества на Руси был исчерпан и его постиг
глубочайший кризис. Его не могла спасти
запоздалая попытка великого князя
Владимира Святославича в начале 80-х гг. 10 в.
сформировать государственный пантеон богов,
собрав на холме рядом с дворцом деревянных
идолов. Ни духовно, ни эстетически это уже
не отвечало новым потребностям. Язычество
на Руси не смогло, как у древних греков и
римлян, создать свой Олимп.
Народ нуждался в таком повышении уровня
духовности, который придал бы высший
смысл жизни, а стране открыл путь
приобщения к развитым «книжным» цивилизациям.
Русь находилась в их окружении. Наиболее
подготовленной оказалась почва для
христианства восточного (византийского) типа.
В 988 г. произошло массовое крещение
киевлян, а затем христианство распространилось
по всей стране. Христианство стало верой и
философией русского народа. С ним связан
огромный скачок в развитии древнерусской
культуры, прежде всего становление
национальной письменности. Правда, ее поиски
велись и ранее. В 8 — 9 вв. существовало
примитивное пиктографическое письмо («черты и
резы» на предметах быта для записи гаданий
и счета), использовались также безалфавитно
отдельные греческие буквы. На этой почве
зрелая культура Византии и древней
Болгарии очень быстро укоренялась на Руси,
пропитывалась ее соками, трансформировалась
«русским духом» и становилась собственной,
оригинальной культурой Древней Руси.
Славянские просветители монахи Кирилл
и Мефодий создали (863), а их ученики и
последователи усовершенствовали в конце 9 —
начале 10 в. два варианта славянского
алфавита — кириллицу и глаголицу; южные и
восточные славяне приняли первый. С этого
времени на Руси стала распространяться
письменность и грамотность. Свидетельство
их широкого усвоения — берестяные
грамоты — деловые и личные письма,
хозяйственные записки, долговые счета, пособия для
обучения и др. В Новгороде, Смоленске и
других городах найдено около 800 этих
уникальных документов 11 — 15 вв.
На высокий уровень поднялась книжная
культура — вначале переводная, а затем и
собственная. В 11 в. книжный фонд Древней
Руси составлял уже сотни названий; к 13 в. в
княжеских и монастырских библиотеках
хранилось 130 — 140 тыс. экземпляров
рукописных книг; по тем временам — огромная
цифра. Древнейшая дошедшая до нас книга,
переписанная на Руси, — Остромирово
Евангелие (1056 — 1057).
Наиболее же ранним из сохранившихся
оригинальных литературных произведений
Древней Руси является «Слово о законе и
благодати», написанное в 40-е гг. 11 в.
автором, который был «книгам хитр писати... по
вся дьни и нощи... в келий». Им был Илари-
он — первый коренной русский митрополит
Киевский (см. Русская православная
церковь). Философская глубина его «Слова...»,
совершенство формы, проповедническая
эмоциональность и великолепное владение
языком свидетельствовали о высоком уровне
развития национальной литературы. С нею
были тесно связаны и развитие ораторского
искусства (проповеди, поучения, диспуты),
профессиональная песенная поэзия.
Битва новгородцев с суздальцами. Икона новгородского
письма. Фрагмент нижнего регистра.
Гениальным поэтом, «Гомером Киевской Руси»
был Боян — песнопевец и композитор (11 в.).
Его имя стало символом высокой поэзии для
следующих поколений русских поэтов,
включая А. С. Пушкина. В других русских землях
также были свои яркие поэтические и
музыкальные таланты, например Митуса в Галиц-
ком княжестве.
В этой культурной среде естественным
стало появление непревзойденного шедевра
древнерусской литературы — «Слова о
полку Игореве» (12 в.). По поводу места
создания и автора поэмы мнения исследователей
расходятся (называют около 15 имен).
Появление профессиональной литературы
произошло на Руси не позже, чем в ряде стран
Европы (Франции, Германии, Англии).
Одним из наиболее заметных явлений
древнерусской литературы было
летописание, возникшее в 11 в. в Киеве и Новгороде.
Летописи представляли собой сборники
кратких документированных
рассказов-хроник. Летописцы совмещали качества
исследователей и литераторов-публицистов.
Монаха Киево-Печерского монастыря Нестора
называют «Геродотом Древней Руси».
Большинство ученых именно его считают автором
первой редакции древнейшего из
сохраненных временем летописных сводов —
«Повести временных лет». Нестор создал столь
сильную концепцию истоков и начала
Древней Руси, изложил ее с таким литературным
мастерством, что ряд ее идей живут доныне.
Воздействие христианства на духовную
жизнь Руси стимулировало скачок
общественной мысли, политической и правовой
культуры. Среди их памятников выделяются
два наиболее выдающихся: «Русская
Правда» — первый свод законов, древнейшая
часть которого написана в начале 11 в.
Ярославом Мудрым (последующий текст
формировался до 13 в.), и «Поучение» Владимира
Мономаха детям и «иным, кто прочтет»
(начало 12 в.). Анализируя на склоне лет
религиозно-философскую литературу своего
времени и собственный богатейший жизненный
и политический опыт (первая автобиография
в русской литературе), Владимир Мономах
создал удивительную для своего времени
концепцию ответственности государя за
судьбы своей страны и народа.
Наглядное представление об уровне
культуры Древней Руси дает нашему
современнику ее архитектура: Софийский собор в
Киеве (11 в.), церковь Покрова на Нерли (12 в.) под
Владимиром и др. С конца 10 в. на протяжении
чуть более 100 лет в русских землях было
возведено около 30 каменных соборов,
украшенных иконами, фресками и мозаикой. Почти
половина из них превосходила размерами
храмы Византии, откуда приехали первые
архитекторы. Они с самого начала учитывали
русские традиции, поэтому древнерусское
зодчество никогда не было бездумной копией
византийского, а со второй половины 12 в.
стало совершенно самостоятельным.
Конец 10 — начало 12 в. — первый, как
говорят специалисты, «золотой век»
отечественной культуры, его считают еще «русской
античностью». Если бы от него сохранились
только «Слово о полку Игореве» или
миниатюрная белокаменная церковь Покрова на
Нерли, мы все равно ощутили бы глубину и
богатство духовного мира наших предков,
общего с белорусами и украинцами, чьи корни
так же, как и русских, уходят в
восточнославянскую (древнерусскую) народность
домонгольской эпохи.
Жестокое время лишило нас очень многих
памятников прошлого (см. Охрана
памятников истории и культуры). Монгольское
нашествие, иго Золотой Орды привели в 13 —
14 вв. к гибели тысяч людей, талантливых
мастеров и художников, бесценных рукописей,
икон, великолепных храмов. Целиком
сохранились лишь 30 из 200 каменных построек домонгольской эпохи. Из 74 городов — центров
культуры Руси — было разрушено 49;
возродились из них лишь 20, а 29 исчезли с лица
земли. Был нанесен удар по национальному
сознанию народа, забыты некоторые ремесла,
утрачены многие технологии, на полвека
прекратилось каменное строительство.
Но в определенных областях развитие
культуры продолжалось, в том числе, как ни
парадоксально, происходил обмен
культурными ценностями с завоевателями. Это
выразилось в обогащении русского языка, в
котором появилось более 200 слов монгольского
происхождения. Следы азиатского влияния
проявились в военном и прикладном
искусстве, в фольклоре и орнаменте, в одежде и
кулинарии, в орудиях труда и обычаях
(плотничий инструмент, ямские
колокольцы), даже в архитектуре. Более
значительным было воздействие Золотой Орды на
развитие общественного строя, политическую и
бытовую культуру (положение женщины
и т. п.). Произошел, таким образом, синтез
двух типологически разных духовных
феноменов: византийского (с его античными
корнями) и монгольского, кочевого. Но в целом по
своему характеру и основной ориентации
отечественная культура сохранила свое
национальное русско-европейское содержание.
Крупнейшим результатом воздействия
монгольского нашествия на культуру стал
толчок к расколу единой древнерусской
народности. Еще в домонгольскую эпоху на
Руси происходило формирование
региональных культур. Оно вызывалось внутренними
причинами, не разрушало, а лишь
разнообразило культурное единство народа,
имевшего огромный потенциал для своего
устойчивого развития. Монгольское нашествие
изменило не только геополитическую, но и
геокультурную ситуацию в Евразии, привело
к расчленению русских территорий. Северо-
Восточная Русь и Новгород попали в
вассальную зависимость от Золотой Орды.
Юго-Западная и Западная Русь вошли в состав двух
мощных в то время государств Европы:
Великого княжества Литовского и Речи Поспо-
литой. Каждый из огромных регионов
прежней Руси имел свою судьбу. На этой почве
совершались необратимые этнокультурные
изменения. Их выражением стали перемены
в быту, перегруппировка местных диалектов
и говоров в каждом из регионов в
соответствии с новыми условиями жизни. Таким образом, в 13 — 16 вв. из единого
древнерусского корня выросли три родственных языка —
русский, украинский, белорусский,
сформировались три братских народа.
Иго Золотой Орды, продолжавшееся почти
два с половиной столетия, было тяжелым
испытанием для русского народа, угрожало его
существованию. Но он нашел в себе силы для
самосохранения, а затем и для победы.
Великий князь Дмитрий Иванович пирует у Микулы
Васильевича со своим двоюродным братом Владимиром
Андреевичем и со всеми князьями и воеводами. Во время
пира получены новые вести о Мамаевом нашествии.
Лицевой летописный свод. 16 в.
Природа этих сил трудно поддается анализу, ибо их
источник скрыт в душе народа. Их рождало
такое внутреннее переживание им своей
национальной трагедии, которое превратило
недавнюю растерянность в стойкое терпение, а
затем в решительное противостояние
обстоятельствам. Значение этих духовных сдвигов
особенно велико потому, что происходило на
фоне упадка культуры в ее внешних
проявлениях (художественное творчество, ремесло
и т. п.). Но именно «уход культуры в себя», в
трудно ощутимую чистую, нематериализо-
ванную духовность не просто сохранил
русскую цивилизацию, но как бы родил ее заново,
обогатил ее сущность и придал новые черты.
Наиболее ярким выражением этих
явлений стало религиозное подвижничество,
например деятельность Сергия Радонежского.
Оно давало людям вдохновляющие примеры
последовательного служения высокой цели.
Постижение христианства на Руси в 14 в.
стало более глубоким. По своему значению
это сравнимо с самим крещением в конце 10 в.
Как и тогда, тот же источник оплодотворил
качественно новый, «неожиданный»
духовный подъем Руси. Он нашел выражение в
быстром возрождении всех составляющих
культуры: развитии русского языка и
письменности, фольклора, архитектуры, музыки.
Непревзойденные произведения были
созданы гениальными художниками 14 — 15 вв.
Феофаном Греком, Андреем Рублёвым,
Дионисием.
О подлинном перевороте в искусстве и
мировоззрении свидетельствует творчество
Андрея Рублёва, особенно его наиболее
известная икона «Троица». Она раскрывала смысл
одного из главных принципов православия —
догмата триединства, его троичности в лицах
(Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух). Его
философскую глубину Рублёв сделал
наглядной и удивительно тонко связал с
потребностями эпохи — необходимостью воссоздания
единства Руси. Новаторское сочетание красок,
гармония изображенных художником трех
ангелов подчиняются определенному, по сути
своей музыкальному ритму. Вот почему
искусствоведы считают «Троицу» Рублёва
образцом музыкальности в живописи.
Творчество великих художников периода
освобождения Руси от иноземного ига
логически завершило вместе с тем обособление
русской культуры от византийской традиции,
наметившееся еще в 12 в. Из византийского
наследия была извлечена его
эллинистическая сердцевина и органически соединена с
красками русской природы.
Наступил, таким образом, третий «золотой
век» культуры. Он стал принципиально
новым этапом духовного развития Руси,
превратившейся в мощное единое государство.
Эту эпоху называют временем Предвозрождения, не переросшего в Ренессанс, подобный
европейскому, ибо тенденция роста
самодержавия переключала духовные силы
общества в иное русло.
Выражением этого процесса стала
ликвидация Москвой в конце 15 — начале 16 в.
самостоятельности других суверенных
княжеств и их культурных центров (Твери,
Смоленска, Рязани и последнего удельного
княжества — Северского, ставшего
легендарным благодаря «Слову о полку Игореве»).
Особенно символическим был разгром
«городских республик» в Новгороде и Пскове с
их вольнолюбивым регионализмом,
экономической и политической культурой, имевшей
определенное сходство со свободными
торговыми городами Европы.
Рост державного сознания отразился во
всех отраслях культуры, в том числе в
архитектуре, переживавшей новый подъем.
Выдающимся памятником возвышения Москвы
явился величественный Кремль. В создании
его ансамблей участвовал великий
итальянский зодчий Аристотель Фьораванти (см.
Москва — столица России). Помимо
монументального церковного и государственного
строительства развивается и светское, в частности
палатно-дворцовый жанр в архитектуре.
Благовещенский собор.
Один из соборов Московского Кремля, построенный в 1484 — 1489 гг.
псковскими мастерами. В 1508 г. расписан сыном известного русского художника
Дионисия — Феодосием. Здесь находится иконостас работы Андрея Рублёва,
Феофана Грека, Прохора с Городца.
В 15 — 16 вв. значительную роль в развитии
русской культуры сыграли представители
купечества, торговавшие с заморскими
странами. Достаточно вспомнить имена автора
«Хождения за три моря» тверского купца
Афанасия Никитина, его современника —
московского зодчего, организатора
скульптурных работ, книжника Василия Ермолина.
Наиболее четким выражением изменения
сознания общества стала эволюция
политической философии. Если в 14 в. князь,
принимая государственные решения, испрашивал
благословения церкви, то в
15 в. между ними завязался
принципиальный спор о
секуляризации церковных земель
и некоторых вопросов
вероучения. Он завершается в начале
16 в. компромиссом: государь
оставил земли в собственности
церкви и дал согласие на
осуждение еретиков. Церковь же
устами одного из
авторитетнейших богословов Иосифа Во-
лоцкого провозгласила
важнейший для самодержавия
принцип: «Царь убо властью
подобен вышнему Богу».
Последовательная реализация
этого принципа привела в 18 в.
к подчинению церкви
государством. В 16 в. разграничение
сфер влияния между ними
укрепило каждую из сторон.
Православная церковь
осознала себя не только пастырем
своего народа, но и духовной
основой христианства в мире,
поскольку и первый Рим, и
второй — Константинополь —
утратили эту роль. Теорию
«Москва — третий Рим»
сформулировал монах Псковского
монастыря Филофей —
талантливый церковный
писатель-публицист. Он удачно объединил
распространенные в
христианских странах представления о
«длящемся Риме» (т. е. о перемещении центра
мирового христианского движения) и
отечественную идею богоизбранности Руси. В силу
особых связей православия и государства эта
теория стала обоснованием высокой духовной
миссии России во всемирно-историческом
процессе. Логическим выражением
возросшего статуса русского православия явилось
учреждение патриаршества в Москве (1587).
Государственное единение Руси требовало
и развития правовой культуры. Этой задаче
отвечало принятие кодексов законов —
Судебников Ивана III (1497) и Ивана IV (1550).
Огромным достижением культуры стало
возникновение книгопечатания. В начале
50-х гг. 16 в. в Москве появилась
профессиональная типография (столетие спустя после
Гутенберга в Европе). Однако
систематическую работу десятилетием позже начал и
вошел в историю как первопечатник России
Иван Федоров, организовавший
государственную типографию. Деятельность Федорова
вызвала, как ни странно, сопротивление
«книжников» — сторонников рукописной
технологии. Это не было проявлением
конкуренции (печатная книга стоила дороже
манускриптов), суть — в традиции. Книга на Руси
была не просто источником информации.
К ней относились как к иконе. Ее переписка
считалась духовным творчеством,
сопровождалась особым ритуалом: омовением рук,
молитвой. Новая технология, замена человека
станком выглядели как святотатство.
Первопечатник — возмутитель спокойствия —
вынужден был бежать из Москвы на Волынь.
Дело продолжили его ученики.
Таким образом, в культуре 16 в.
наметились совершенно новые горизонты.
Завершился огромный, противоречивый и яркий
период становления русской культуры.
Древняя Русь уходила в прошлое, застывая в
великолепных храмах, удивительных
иконах, мудрых рукописях, первых печатных
изданиях. Начиналось новое время.