Слесарь
жестянщик

5. Работа на зигмашинах

Прокатка валиков жесткости или других профилей на листовом материале и цилиндрических деталях на зигмашине осуществляется при прокатывании их между двумя, расположенными один над другим рабочими роликами. При работе на зигмашине сначала поднимают верхний рабочий вал и закладывают обрабатываемый материал или трубу между рабочими роликами до упора-ограничителя, устанавливаемого на соответствующем расстоянии от края листа. Затем подвинчиванием нажимного регулирующего винта опускают верхний вал с рабочим роликом и вдавливают его в материал для получения соответствующего профиля. После этого включают электродвигатель и нажатием педали приводят во вращение рабочие валы. По окончании прокатки нажимом второй педали выключают рабочие валы, верхний ролик поднимают и снимают обработанную трубу.

При прокатке глубоких профилей или жесткого материала сначала валик прокатывается на меньшую глубину, а затем на полный профиль.

На рис. 107 показаны последовательность операций для получения фальцевого соединения концов трубы и профили применяемых для этой операции роликов.

Рис. 107. Профили роликов и последовательность операций для получения фальцевого соединения концов труб:
а — подготовка концов труб фальцевого соединения; 6 — бортовка поперечных фальцев—первая операция, в — то же, вторая операция; г — то же, третья операция

На рис. 108 показан способ изготовления одинарного валика (а); двойного (б), подготовки концов труб для соединения их (в), уплотнения соединения двух труб, вдвинутых друг в друга (г); разбортовки для раструбного соединения под сварку (д), разбортовки раструбов (е), отбортовки при насадке фланцев (ж), перерезки трубы роликами (з).

Рис. 108. Профили роликов и виды выполняемой работы на приводной зигмашине

На ручных зигмашинах отбортовку торцовых фальцев можно производить роликами с треугольным профилем, ступенчатыми и гладкими роликами.

На рис. 109,а показана последовательность (I—III) приемов отбортовки одинарного торцового борта роликами с треугольным профилем, на рис. 109,б — то же, роликами со ступенчатым профилем; на рис. 109,в — роликами, из которых верхний имеет ступенчатый, а нижний — гладкий профиль.

Рис. 109. Профили роликов и последовательность приемов отбортовки одинарного торцового борта на ручной зигмашине

На рис. 110,а показана аналогичная последовательность приемов отбортовки двойного торцового борта.

Рис. 110. Профили роликов и последовательность приемов отбортовки двойного торцового борта на ручной зигмашине

Кроме приводной зигмашины модель С-237, для обработки и соединения звеньев воздуховодов длиной до 1 400 мм, диаметром от 195 до 1 025 мм при толщине обрабатываемой стали до 1,5 мм применяется зигмашина с удлиненным хоботом модели ЗМ-1.

При работе на зигмашинах необходимо выполнять следующие правила:

  1. прокатывать только листовую сталь допускаемой толщины так как иначе можно поломать шестерни и погнуть валы;
  2. при прокатке через фальцы верхний вал нужно приподнимать, увеличивая расстояние между роликами на толщину шва, иначе можно погнуть вал или поломать шестерни;
  3. насадку роликов следует производить только специальным торцовым ключом;
  4. зигмашину необходимо периодически разбирать и тщательно промывать керосином, а трущиеся части систематически смазывать маслом.

Во избежание несчастных случаев при работе на приводных зигмашинах необходимо выполнять следующие правила по технике безопасности.

  1. Не допускаются к работе на зигмашине лица, не обученные работе на ней.
  2. Электродвигатель и станина зигмашины должны быть заземлены.
  3. Шестерни, ременные передачи и режущие ролики должны быть ограждены.
  4. Остерегаться захвата пальцев роликами. Не подавать руками материал на расстоянии от роликов менее 100 мм.
  5. Перекидка, надевание, снимание ремня и смазка на ходу не допускаются.
  6. Во всех случаях, когда это возможно, следует работать на приводных зигмашинах «на себя».

Рейтинг@Mail.ru