Русский язык
9 класс

§ 37. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

В русском языке широко распространены сложные предложения, в которых сообщается о трёх и более ситуациях. Такие предложения содержат в своём составе три простых предложения и более. Это так называемые многочленные сложные предложения.

В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.

Например, в предложении Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю: со мной ничего не случится! (В. Агапов) три части. Первая и вторая части соединены сочинительной связью при помощи соединительного союза и и интонации. Вторая и третья части соединены бессоюзной связью и интонацией.

При всём многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных предложениях комбинация в них видов синтаксической связи ограничена и сводится к следующей связи:

а) сочинительная и подчинительная,

б) сочинительная и бессоюзная,

в) подчинительная и бессоюзная,

г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

209. Сначала расскажите по схемам о видах связи между предикативными частями многочленного сложного предложения. Затем прочитайте вслух данные после схем предложения и соотнесите каждое из них с одной из схем. Докажите правильность своего решения. В ответах употребите в качестве сказуемых слова синонимической цепочки в рамке.

1. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. (Н. Гоголь.) 2. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. (В. Белинский.) 3. Мы находим в языке, созданном Пушкиным, все условия живучести: русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепным русским художником. (И. Тургенев.) 4. Формы последних произведений А. С. Пушкина чрезвычайно художественны, но это уже не тот бойкий стих, который сверкал и играл; последние стихи Пушкина — это волны бытия, проходящие перед взором зрителя в спокойном величии. (По В. Белинскому.)

210. Вспомните, что писал о прозе А. С. Пушкина литературовед Б. В. Томашевский (см. упр. 194). Прочитайте сначала стихотворение «Я вас любил...» А.С. Пушкина, рекомендованное девятиклассникам для заучивания наизусть. Затем прочитайте начало повести «Дубровский». Определите, в стихотворении или в прозаическом фрагменте употреблены сложные предложения с различными видами связи. Подтверждает ли анализ этих текстов вывод Б. В. Томашевского?

Спишите стихотворение. Подчеркните грамматические основы простых предложений; заключите в овал союзы, союзные слова и знаки препинания при бессоюзной связи частей сложного предложения.

I.

      Я вас любил: любовь ещё, быть может,
      В душе моей угасла не совсем;
      Но пусть она вас больше не тревожит;
      Я не хочу печалить вас ничем.
      Я вас любил безмолвно, безнадежно,
      То робостью, то ревностью томим;
      Я вас любил так искренно, так нежно,
      Как дай вам Бог любимой быть другим.

II. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать его малейшим прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные увеселения.

211. Спишите строфу из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», расставляя пропущенные запятые и точки с запятой между простыми предложениями в сложном. Выполните графическую работу по образцу. Составьте схему записанного сложного предложения. Определите тип текста и его разновидность. Какая синтаксическая конструкция позволила нарисовать узнаваемую панораму Петербурга? Найдите старославянизмы.

Образец:

      Прошло сто лет и ю(н, нн)ый град,
      Полнощных стран краса и диво.
      Из тьмы лесов, из топи блат
      Вознё(с, сс)я пышно, г..рделиво
      Где прежде финский рыб..лов,
      Печальный пасынок пр..роды,
      Один у ни..ких берегов
      Бросал в (не)ведомые воды
      Свой ветхий невод ныне там
      По оживлё(н, нн)ым берегам
      Гр..мады стройные тесня(т, ть)ся
      Дворц..в и башен к..рабли
      Толпой со всех конц..в земли
      К богатым пристаням стремя(т, ть)ся
      В гранит оделася Нева
      Мосты повисли над водами
      (Тёмно)зелёными садами
      Её покрылись острова
      И перед младш..ю столиц..й
      Померкла старая Москва
      Как перед новою цариц..й
      Порфироносная вдова.

212. Предложения данного упражнения — из книги Л. А. Пахомовой, многократной чемпионки СССР, Европы, мира и Олимпийских игр в спортивных танцах на льду.

Прочитайте. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, а затем те, в которых сообщается о трёх и более ситуациях. Какие предложения не выписаны? Почему? Объясните, какие знаки препинания пропущены в этих предложениях.

В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения и составьте схемы этих предложений.

1. To что необходимо заимствовать из опыта прошлого это спортивные традиции. 2. Вот это я называю традициями. 3. Кого инт..ресует твоё настроение если ты на тренировке. 4. Когда я школьницей тренировалась у Жука от нас треб..вали строжайшим образом чтоб всё было в идеальном виде перчат..чки чистенькие ч..хольчики прич..ски безукоризне(н, нн)ые чтоб (ни, не)чего (не, ни )б..лталось выражение лица пр..ятное. 5. Какие раньше были морозы! 6. Может быть потому как раз что катки были открытые? 7. Вечером выступаешь ф..нари качаю(т, ть)ся пурга ветер тащит по льду стулья на которых сидят судьи и судьи едут на этих стульях вместе с фла..ками что огораживают площа.жу в огромном лед..(н, нн)ом поле. 8. Буран снег в глаза лепит музыки не слышно. 9. По ветру ед..шь летишь как птица против ветра стоишь на месте. 10. (Не)смотря на всё это мы выступали с азартом волновались.

213. Рассмотрите репродукцию картины М. К. Финогеновой «Каток для начинающих». Где находится каток, в какое время он открыт, помогает ли начинающим конькобежцам тренер?

Подготовьте рекламу этого катка, чтобы её можно было передать по радио в вашем городе (посёлке, селе). Может быть, вы включите в рекламу шутливые конкурсы типа «Кто из начинающих упадёт последним», «Парный танец новичков» и т. д.

Запишите текст. Подчеркните придаточные предложения в сложноподчинённых, если вы их употребили. Прочитайте вашу рекламу интригующим тоном, выделяя голосом информативно важные слова.

214. Прочитайте фрагмент из книги академика Я. Б. Зельдовича «Высшая математика для начинающих». Сформулируйте основную мысль автора. Согласны ли вы с такой оценкой гуманитарных и естественных наук? Приведите доказательства, подтверждающие вашу точку зрения.

Объясните, какие знаки препинания пропущены. Составьте схему сложного предложения с различными видами связи.

Патриарх современной математики Рихард Курант писал Упор на этот (аксиоматический, логический) аспект полностью дезориентирует того кто предположит что созидание воображение сопоставление и интуиция играют только вспомогательную роль в математическом творчестве и в настоящем понимании. В математическом образовании действительно дедуктивный способ начинающий с догматических аксиом позволяет быстрее обозреть большую территорию.4 Но конструктивный способ идущий от частного к общему и избегающий догматического принуждения надёжнее ведёт к самостоятельному творческому мышлению.

Итак, воображение и интуицию Курант ставит на первое место!

Пресловутое противопоставление лириков и физиков (а заодно и математиков) придумано поэтом то есть лириком. В математике как и в других естественных науках больше поэзии чем думают профессионалы-лирики. История науки показывает, что хорошая математика имеет пророческий дар...

Рейтинг@Mail.ru