Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 38. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

В многочленных сложных предложениях с различными видами связи знаки препинания ставятся по пунктуационным правилам употребления знаков препинания между простыми предложениями в сложном союзном и бессоюзном предложениях.

В многочленных сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут быть употреблены сочинительный и подчинительный союзы и когда, и хотя, и как и др.

Пунктуационные правила постановки запятых при сочетании сочинительного и подчинительного союзов те же, что и правила постановки запятых в сложноподчинённом предложении с двумя или несколькими придаточными, когда рядом употреблены подчинительные союзы что если, что когда, так что хотя и др.

Если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится.

Например: С вёсел капали голубые капли, (и), когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.)

Запятая между союзами не ставится в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза — то, так, тем.

Например: С вёсел капали голубые капли, (и)_когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

215. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений с различными видами связи.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве на Малой Молчановке передаёт особенности быта дворянской семьи в которой прошли отрочество и юность поэта.

Обстановка комнаты Е. А. Арсеньевой (урождённой Столыпиной) проливает свет на внутренний облик её хозяйки само..тверже(н, нн)ого и (не)зависимого характера женщины. Жизнь Е. А. Арсеньевой была всецело подчине(н, нн)а интересам внука она п..клась о нём и вникала во всё что имело отношение к его заботам и учению. В её комнате (по)этому не случайно оказались учебники по которым занимался Мишель книги и альманах «Цефей» составле(н, нн)ый из стихов и прозы авторами которых были воспита(н, нн)ики Московского университета благородного пенсиона где с 1 сентября 1828 года по 16 апреля 1830 года учился Лермонтов.

216. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните расположенные рядом сочинительный и подчинительный союзы в многочленном предложении. Объясните постановку знаков препинания при них.

1. ...Небо поч..рнело треснуло и раскололось молнией и громом и в классе через окна вместе с зап..хом свеж..сти ворвались столбы песку и пыли. Две школьные подлизы услужливо кинулись в к..ридор звать дядьку закрывать окна и когда они отв..рили дверь скв..зняк поднял и понёс со всех парт по классу пром..кашки из тетради.

2. На одно мгн...вение смысл существования опять открывался Ларе. Она тут для того что(бы) раз..бра(т, ть)ся в сумасшедшей прелести земли и всё назвать по им..ни а если это будет ей не по силам то из любви к жизн.. родить себе преемников которые это сделают вместо неё.

(Б. Пастернак.)

217. Прочитайте и определите основную мысль текста. Спишите, выделив следующие абзацы: 1) введение, содержащее проблему текста и иллюстрирующее обоснованность постановки проблемы, 2) основную часть текста, 3) заключение, обобщающее информативное содержание текста. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните сочинительный и подчинительный союзы, расположенные рядом в многочленном сложном предложении с разными видами связи. Объясните постановку запятых между ними.

Уж если о ком говорить из русских писателей способном помочь нам в уяснении места занимаемого Чайковским то надо подниматься выше.

Лермонтов, вот кто, раз придя на ум в сопоставлении с Чайковским, властно останавливает наше внимание. Прежде всего аналогия бросается в глаза внешняя ведь и для Лермонтова долго не могли найти подобающего ему места и его долго нежно и пламенно любили но по-настояще-му не ценили... Это только сейчас нам всем ясно что, как ни многочисленна и ни разносоставна братия больших великих гениальных русских писателей только за ним одним, рядом с Пушкиным, может быть признано право именоваться русским национальным поэтом. А Чайковский? Вдумаемся всмотримся в окружающий нас русский духовный мир попытаемся как это ни трудно объективно установить место которое занимает в нём музыка Чайковского и мы должны будем признать что если кто рядом с Глинкою может притязать на звание русского национального композитора то это Чайковский. Русская литература, по давнему образному сравниванию Спасовича, возглавляется, подобно Кавказской цепи гор, двуглавым Эльбрусом Пушкина и Лермонтова таким же двуглавым Эльбрусом Глинки и Чайковского возглавляется наша отечественная музыка.

(К. Зайцев.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru