Русский язык
6 класс

6. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

  • Для чего в языке служат предложения?
  • Какие виды простых предложений вы знаете?
  • От каких условий зависит выбор знаков завершения?
  • Какими знаками препинания разделяются однородные члены, а какими — выделяются обращения?

29. Какова основная мысль текста? Найдите побудительное предложение. Докажите, что восклицательные знаки поставлены на основе разных пунктуационных правил. Спишите, обозначая морфемы, в которые вы будете вставлять буквы. • Назовите синонимы к выделенному слову.

Дорогие юные друзья! Лес входит в п..нятие Отечества. С веками всё меньше становится д..ровых благ на з..мле, и, чтобы не знать горя впер..ди, надо разумно тратить, а иногда и возмещать всякую1 копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зел..ни3 — думы о будущем. Вам бесконечно долго жить в этой стр..не. Присоединяйтесь же к походу в защиту з..лёного друга!

(Л. Леонов.)

30. Спишите, расставляя знаки завершения. Подчеркните основы предложений. • К выделенному слову подберите 5—6 однокоренных слов — существительных и глаголов. Обозначьте в них корень. • Какие звуки обозначены выделенными буквами?

1. Как хорош лес в багрян..м убор., осен.. 2. После воздуха и воды лес — третий дар пр..роды человеку 3. Ребята, сколько вы пос..дили деревьев в этом году Что ты (с,з)делал для охраны зелёных насаждений

31. Составьте таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Расскажите по таблице о членах предложения.

32. К выделенным словам подберите несколько однородных членов. Во 2-м и 3-м предложениях последний однородный член присоедините союзом и. Расставьте знаки препинания.

1. В школьн..м саду учащиеся обр..зали сухие сучья на фруктовых деревьях: - - . 2. Девочки составляли коллекции ж..лтых - - осенних листьев для украшения класса. 3. После дружной работы ребята разговаривали - - . 4. Ребята взяли сумки - - и пошли домой.

33. Озаглавьте текст. Выпишите предложение с обобщающим словом при однородных членах и расставьте в нём пропущенные запятые. Укажите нераспространённые предложения. Какой частью речи выражены в них сказуемые? • Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё р..стут грибы красн..головые подосиновики зеленоватые и розовые сырое..ки скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен3 воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разнос..тся3 голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая тр..винка. По прозрач(?)ному высокому небу бегут и бегут обл..ка.4

(И. Соколов-Микитов.)

34. Выпишите из басен И. А. Крылова предложения с обращениями. Обозначьте обращения знаком О, объясните постановку знаков препинания при них. • Выпишите по одному слову, имеющему следующий морфемный состав:

 

Рейтинг@Mail.ru